Стыд и урок: когда всеобщее порицание полезно

Автор -

    Политолог Дженнифер Форестал рассказывает об общественном суде, здоровом и не очень.

    У культуры отмены плохая репутация. Публичное порицание людей в сети за нарушение социальных норм, от неуместных шуток до спорных методов ведения бизнеса, вызывает все больше беспокойства.

    Онлайн-остракизм может быть совершенно непропорциональной формой реакции, нарушающей частную жизнь «опозоренного» и не дающей возможности защититься. Поэтому многие критики утверждают, что такое порицание создает «волну ненависти», которая разрушает жизни и репутации, оставляя жертву с «вечным цифровым багажом», и создает угрозу основополагающему праву на публичное самовыражение в демократическом обществе. В связи с этим некоторые ученые заявили, что так называемый «онлайн-шейминг» — это нарушение морали и социальный недуг.

    Неужели осуждение в сети — это только негативное явление? Я политолог, изучающий связь между цифровыми технологиями и демократией. В своих исследованиях я показываю, как общественное осуждение может быть ценным инструментом ответственности. Однако, скорее всего, оно будет иметь положительный эффект лишь в определенном обществе, члены которого связаны между собой множеством пересекающихся взаимоотношений.

    Когда стыд полезен

    Публичное осмеяние — это «горизонтальная» форма социальных ограничений, при которой люди привлекают друг друга к ответственности за нарушение социальных норм, а не обращаются за этим к вышестоящим инстанциям. Особенно полезно это бывает в демократических обществах, а также в случаях, когда есть дисбаланс власти или нет доступа к официальным органам, которые могли бы призвать нарушителя к ответу.

    Например, публичный позор может быть эффективной стратегией для борьбы с несправедливостью власти и поведением корпораций или поддержания журналистских норм в отношении плагиата. Общественное осуждение создает давление, которое мотивирует людей изменить поведение, и служит уроком для других.

    Но для того чтобы общественное осуждение имело положительный эффект, нужен определенный социальный контекст. Во-первых, все участники должны признавать общие социальные нормы и наказание за их нарушение. Во-вторых, осуждаемый человек должен заботиться о репутации. В-третьих, порицание должно сопровождаться возможностью искупить вину и быть принятым обратно в общество.

    Это означает, что такой социальный механизм с большей вероятностью сработает в сообществах, в которых пересекаются связи, например, в школах, где все родители знают друг друга.

    В общественных местах, где люди часто сталкиваются друг с другом, например на работе, более вероятно, что они понимают общие социальные нормы и обязанность следовать им. В такой обстановке людям небезразлично, что о них думают другие, и они знают, как извиниться, чтобы быть принятым в обществе.

    Сообщества, которые объединяют

    Однако большинство кампаний онлайн-осуждения происходят не в таком позитивном социальном контексте. В известной социальной сети, где проводится множество громких общественных осуждений, пользователи, как правило, не имеют большого количества связей друг с другом. Не существует единого «сообщества социальной сети» с общепринятыми нормами, поэтому пользователям сложно сообща наказывать кого-то за нарушение норм на платформе.

    Более того, путь обратно в общество для таких людей закрыт, поскольку неясно, перед кем они должны извиниться и как это сделать.

    Однако не все кампании общественного осуждения онлайн развиваются похожим образом. На Threadless, онлайн-сообществе и сайте электронной торговли для художников и дизайнеров, пользователи эффективно используют общественное осуждение для поддержания норм интеллектуальной собственности. Использование авторами Википедии отмены правок в записях помогло обеспечить соблюдение стандартов энциклопедии даже при анонимных участниках. И даже в социальных сетях отдельные сообщества давно используют практику публичного позора как эффективный механизм ответственности.

    Главная черта этих примеров — структура онлайн-сообщества. Стыд в таком случае более продуктивен, поскольку происходит в четко определенных группах, члены которых имеют больше общих связей.

    Признание этих различий в социальном контексте помогает объяснить, почему, например, когда пользователь Reddit был пристыжен сообществом за публикацию неподобающей фотографии, он принял упрек, извинился и был принят обратно в сообщество. В отличие от этого, те, кого стыдят «всей соцсетью», часто приносят расплывчатые извинения, а затем полностью отстраняются.

    Пересечение онлайн-границ

    Перенос общественного осуждения в интернет имеет вполне серьезные последствия. В отличие от большинства случаев в реальной жизни, кампании онлайн-осуждения часто происходят в массовом масштабе, где пользователям сложно отследить, есть ли у них связь друг с другом. Более того, создавая возможности для расширения и совмещения сетей, интернет может размывать границы сообществ, поэтому вероятность травли становится выше.

    Например, хотя пользователь Reddit был восстановлен в своем сообществе, история о позоре вскоре распространилась не только в сети, но и в национальных СМИ. В итоге он удалил аккаунт.

    Это пример того, почему общественное порицание в интернете — непростой вопрос. В больших социальных сетях это редко бывает эффективным, однако на других платформах и пространствах, где есть четко определенные сообщества, например, среди студентов колледжей, может принести важную пользу обществу.

    Как и другие инструменты демократии, общественное осуждение — это инструмент, ценность которого зависит от того, как он используется.

    Поделитесь новостью