Законопроект об отмене моратория на разработку урановых месторождений поступил в Жогорку Кенеш

Автор -

Законопроект об отмене моратория на разработку урановых месторождений поступил в Жогорку Кенеш/

В справке-обосновании к проекту закона говорится, что добыча и экспорт полезных ископаемых, таких как уран и торий, имеют потенциал стать важными составляющими экономики Кыргызстана при условии строгого соблюдения экологических норм и стандартов при осуществлении деятельности по добыче.

О том, что кабмин предлагает разрешить в Кыргызстане разведку и разработку урановых и ториевых месторождений стало известно в конце февраля. Для этого кабмин предлагает признать утратившим силу закон «О запрещении деятельности, связанной с геологическим изучением недр с целью поиска, разведки и разработкой урановых, ториевых месторождений в КР».

Текст справки-обоснования:

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ

к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Кодекс Кыргызской Республики о правонарушениях, Закон Кыргызской Республики «О недрах») и признании утратившим силу Закона Кыргызской Республики «О запрещении деятельности, связанной с геологическим изучением недр с целью поиска, разведки и разработкой урановых, ториевых месторождений в Кыргызской Республике»

 

  1. Цель и задачи

Настоящим проектом Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Кодекс Кыргызской Республики о правонарушениях, Закон Кыргызской Республики «О недрах») и признании утратившим силу Закона Кыргызской Республики «О запрещении деятельности, связанной с геологическим изучением недр с целью поиска, разведки и разработкой урановых, ториевых месторождений в Кыргызской Республике» (далее — проект Закона) предлагается признать утратившим силу Закон Кыргызской Республики «О запрещении деятельности, связанной с геологическим изучением недр с целью поиска, разведки и разработкой урановых, ториевых месторождений в Кыргызской Республике» от 14 декабря 2019 года № 139 (далее — Закон), который запрещает деятельность, связанную с геологическим изучением недр с целью поиска, разведки и разработки урановых и ториевых месторождений.

  1. Описательная часть

Несмотря на то, что Закон направлен на защиту здоровья населения, земель, водных объектов, растительного и животного мира, обеспечение прав граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду, а также на установление радиационной и экологической безопасности в Кыргызской Республики, его применение усугубило отрицательные последствия международных и национальных кризисных явлений для экономики и развития страны в целом. Данные явления и их последствия невозможно было предвидеть на момент разработки и принятия Закона.

В частности, на момент разработки и принятия Закона законодатель не мог предвидеть наступление негативных экономических последствий пандемии COVID-19, а также введения масштабных финансовых санкций против Российской Федерации, одного из крупнейших торговых партнеров Республики.

По данным Международного валютного фонда, экономика Кыргызстана – в числе наиболее пострадавших в результате пандемии COVID-19. Объем производства в Кыргызстане в 2020 году снизился более, чем на 8 %. В 2020 году туризм в Кыргызстане сократился почти на 80 %. Транспортная, торговая и строительная отрасли экономики также понесли тяжелый урон вовремя пандемии COVID-19. Пандемия также способствовала резкому снижению доходов населения и росту безработицы. В 2020 году экономика Кыргызстана продолжала существенно зависеть от добычи и экспорта золота.

В 2020 году инфляция в Кыргызстане выросла с 3 до 10 %. Помимо резкого роста инфляции, наблюдалось падение ВВП более, чем на 8 %, существенный дефицит бюджета, снижение товарооборота, а также девальвация кыргызского сома. Таким образом, 2020 год стал одним из худших с экономической точки зрения с момента обретения независимости Кыргызстаном.

Наконец, в 2019 году законодатель также не мог предвидеть развития событий, связанных с вооруженным конфликтом на территории Украины в 2022 году и введением финансовых санкций против Российской Федерации, начиная с февраля 2022 года. Отложенный эффект российских санкций негативно отражается на экономике Кыргызстана, среди прочего, за счет падения курса рубля, что сказывается на доходах трудовых мигрантов из Кыргызстана.

Так, инфляция в Кыргызстане продолжила расти и превысила 14 % в конце 2022 года и начале 2023 года.

Ввиду тяжелых экономических последствий событий 2020 – 2023 годов экономике Кыргызстана крайне необходимы иные источники дохода. При условии строгого соблюдения экологических норм и стандартов при осуществлении деятельности по добыче урана и тория в Кыргызстане, добыча и экспорт данных полезных ископаемых имеют потенциал стать важными составляющими экономики Кыргызстана.

Принятие проекта Закона будет сопровождаться мониторингом государственными органами современных технологий по добыче урана и тория, которые будут способствовать минимизации негативного воздействия добычи полезных ископаемых на окружающую среду. В случае установления наличия таких технологий государственные органы будет вводить требования по их имплементации недропользователями. Дополнительно соответствующими государственным органами будут предприняты следующие шаги по минимизации вреда добычи урана и тория экологии и здоровью населения:

— введение строгих экологических норм и стандартов для недропользователей, добывающих уран и торий. Принятие проекта Закона будет сопровождаться введением и обеспечением соблюдения стандартов защиты окружающей среды недропользователями, включая минимизацию выбросов вредных веществ, обеспечение безопасности рабочих мест и соблюдение нормативов по допустимому воздействию на водные и почвенные ресурсы.

— регулярный мониторинг воздействия деятельности по добыче урана и тория на окружающую среду и здоровье населения и обеспечение обратной связи граждан. Постоянный мониторинг негативного воздействия недропользования на окружающую среду является важным компонентом принятия проекта Закона. Создание эффективных систем мониторинга и обратной связи позволит оперативно реагировать на любые потенциальные проблемы и минимизировать их последствия.

— обучение для работников отрасли и граждан. Реализация программ обучения для сотрудников недропользователей в сфере добычи урана и тория и граждан позволит повысить уровень осведомленности о мерах безопасности и защите окружающей среды. Это будет способствовать более ответственному отношению к деятельности по добыче урана и тория.

Таким образом, принятие проекта Закона будет сопровождаться комплексным подходом, обеспечивающим минимизацию негативного воздействия на экологию и здоровье населения.

Министерством природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики проведена государственная экологическая экспертиза к представленному проекту. По результатам экспертизы получено положительное заключение (копия заключения прилагается к настоящей справке).

По итогам проведенной государственной экологической экспертизы проекта «Закон Кыргызской Республики О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Кодекс Кыргызской Республики о правонарушениях, Закон Кыргызской Республики «О недрах») и признании утратившим силу Закона Кыргызской Республики «О запрещении деятельности, связанной с геологическим изучением недр с целью поиска, разведки и разработкой урановых, ториевых месторождений в Кыргызской Республике» выносит положительное заключение с учетом соблюдения требований законодательства Кыргызской Республики в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, включая радиационную безопасность, в процессе осуществления предполагаемых работ.

Ввиду вышеуказанного, в целях достижения баланса между обеспечением экологической безопасности, использованием стратегически важных для страны ресурсов и развития экономики Кыргызстана проектом Закона предлагается отменить запрет деятельности, связанной с геологическим изучением недр с целью поиска, разведки и разработки урановых и ториевых месторождений Кыргызской Республики.

Проект согласован с Министерством юстиции КР, Министерством финансов КР, Министерством экономики и коммерции КР, Министерством иностранных дел Кыргызской Республики, Министерством обороны Кыргызской Республики, Министерством водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики, Министерством образования и науки Кыргызской Республики, Министерством чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, Министерствомм труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики, Министерством цифрового развития Кыргызской Республики, Министерством здравоохранения Кыргызской Республики, Министерством энергетики Кыргызской Республики, Министерством культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызской Республики, Государственным комитетом национальной безопасности Кыргызской Республики и Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики. Информация об учтенных и неучтенных замечаниях и предложениях, обоснование причин их неучета в Сводной таблице к представленному проекту.

  1. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий

Следует отметить, что на момент разработки Закона в 2019 году деятельность по добыче урана вызвала негативную общественную реакцию у граждан Республики. Данные обстоятельства были, среди прочего, обусловлены неудовлетворительной работой уполномоченного государственного органа по недропользованию, коррупцией в сфере недропользования, несоблюдением недропользователями требований действующего законодательства и напряжённой общественно-политической обстановкой в стране, результатом которой стали события октября 2020 года.

Впоследствии в стране была проведена конституционная реформа и продолжают проводиться глубокие экономические и политические преобразования. В данный момент общественно-политическая напряженность в обществе отсутствует.

Более того, как указано выше, после принятии проекта Закона государственные органы Республики будут обязаны вводить и обеспечивать соблюдение высоких стандартов защиты окружающей среды недропользователями, а также осуществлять мониторинг и внедрение современных технологий по добыче урана и тория по мере возможности.

Следовательно, принятие проекта Закона негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет.

  1. Информация о результатах общественного обсуждения

В целях обеспечения процедуры общественного обсуждения в соответствии со статьей 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», данный проект закона был размещен на Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики от 27 февраля 2024 года, общественное обсуждение завершено 26 марта 2024 года.

Информация об учтенных и неучтенных замечаниях и предложениях, обоснование причин их не учета в приложении к настоящей справке обоснование.

  1. Анализ соответствия проекта законодательству

Представленный проект Закона не противоречит нормам действующего законодательства, а также вступившим в установленном порядке в силу международных договорам, участницей которых является Кыргызская Республика.

  1. Информация о необходимости финансирования

Принятие настоящего проекта Закона не повлечет дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета.

  1. Информация об анализе регулятивного воздействия

В соответствии со статьей 19 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» к представленному проекту проведен анализ регулятивного воздействия.

Получено заключение экспертизы Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики о том, что проект соответствует требованиям Методики анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Кабинета министров. Министров Кыргызской Республики от 10 августа 2022 года № 444.

 

Министр                                                           М.Ж. Тургунбаев

Поделиться