Экс-министр энергетики Казахстана, опальный политик Виктор Храпунов предупреждает президента Токаева: клан Назарбаева может дестабилизировать ситуацию в стране, отключив основные объекты энергетики. Старый Казахстан продолжает контролировать энергетику Казахстана. При таком сценарии государственность соседней страны может оказаться под серьезной угрозой, пишет exclusive.kz.
– Вы достаточно долго были министром энергетики. Как вы оцениваете сейчас ситуацию в отрасли? Считаете ли вы оправданным тот факт, что Россия будет строить нам три ТЭЦ?
– Вы правильно подметили, сегодня энергетика Казахстана больна. Еще в 1996 году было понимание, что нужно уйти от диктата государства, и мы разработали программу перехода электроэнергетики в рыночный режим, но при этом все крупные ГЭС должны были находиться в государственной собственности. Это нужно было для того, чтобы в случае возникновения ЧС в любом регионе правительство могло обеспечить его электроэнергией. К сожалению, все эти электростанции перешли в руки клана Назарбаева. И при определенных обстоятельствах это может привести к коллапсу государства. Например, если он захочет свергнуть президента Токаева, то ему достаточно дать команду отключить электростанции, которые находятся в его ведении и действующий президент ничего сделать не сможет. А значит, Казахстан пойдет ко дну, как государство.
– Вы хотите сказать, что он до сих пор контролирует энергосистему страны? Каким образом?
– К примеру, возьмем в Экибастузскую ГРЭС-1 – самую мощную станцию в стране. Фактически, ее контролирует Казахмыс. Кому Казахмыс подчиняется? Назарбаеву. Аксуйская ГРЭС, вторая по мощности электростанции в стране, контролируется Евразийской группой. Кому подчиняются евразийцы? Назарбаеву.
– До сих пор?
– Да, до сих пор. Да, они пытаются разделиться, но Назарбаев их не отпустит просто так. И в любой момент, если работа Аксуйской ГРЭС будет парализована, развалится по цепной реакции вся энергосистема. То же самое можно сказать о энергообъектах Петропавловска, Павлодара, Усть-Каменогорска, Алматы – все они по-прежнему в его ведении. Например, я не мог найти концы Алматыэнерго, которые мы в свое время отобрали у Трактебеля. В 2006 году, когда мэром Алматы пришел Тасмагамбетов, было создано АО Алматинские сети, куда вошли все электростанции и тепловые сети мегаполиса. Сегодня они все еще в руках на Назарбаева через Тимура Кулибаева. Главный город Казахстана могут погасить в любой момент.
– Вы думаете, это действительно возможно? Насколько я знаю, идет процесс возвращения контроля над энергоинфраструктурой?
– Да, но я беру экстремальный сценарий. Допустим, Назарбаев захочет вернуть власть. Как он это сделает? Один из вариантов – через контроль электроэнергетики Казахстана.
– Думаю, более реалистичен другой вариант. Мы с вами знаем, что износ энергосистемы очень высокий. Поэтому, скорее, возможна авария. А вот ее истинные причины – большой вопрос…
– Да, изношена инфраструктура, никто ее не обновлял. И это серьезный вызов для действующего президента. Поэтому в этой ситуации необходимо разорвать все эти связи, чтобы не было такой мощной зависимости от старых кланов. Ведь Самрук-Казына, а потом и Самрук-Энерго создали специально для того, чтобы можно было принять любое решение. Это как раз та лазейка, где они вершат свои неблаговидные дела.
Что касается строительства ТЭЦ, которые сегодня должна строить Россия, то какая разница какого цвета кошка, лишь бы она мышей ловила. Мне конечно, непонятно, почему за все эти годы не было построено никаких новых объектов, хотя еще в конце 200-х мы отрабатывали схему проектной документации, заключили контракт и должны были начать строить. Как видите, до сих пор ничего нет. Поэтому Россия, США, Китай… Кто угодно, если они за счет собственных инвестиций будут строить эти электростанции, им нужно сказать спасибо. Потому что ни Америка, ни Китай никак не смогут повлиять на станции, находящиеся на территории Казахстана. Там будут работать наши специалисты по нашему графику и в наших интересах. И как минимум, в ближайшее 30 лет, в этих городах не будет проблем ни с теплом, ни с электроэнергией. Пусть кто угодно строит за счет собственных средств, и будет их возвращать через продажу электрической и тепловой энергии. Это классическая схема. А то, что за 30 лет износ достиг такого уровня, это вина только руководства страны. Я считаю, что в руководстве энергетикой Казахстана нет настоящих специалистов. Последним был Бахытжан Жаксалиев, но и его пытались посадить.
В свое время Назарбаев объединил министерство энергетики и угольной промышленности, министерство нефти и газа, и плюс министерство геологии для того, чтобы все держать в одном кулаке. Со специалистами, конечно, не советовались. Я тогда был ошарашен, но потом стало понятна причина. Когда я стал спрашивать, почему какое-либо месторождение уходит в чьи-то руки, они немножко стушевались. Думали, я буду молча подписывать постановления. А когда я начал задавать неудобные вопросы, меня моментально перевели в Алматы, освободив место для более покладистых людей.
– Безусловно, Назарбаев вас ценил, как кризис-менеджера. Тем не менее, что бы вы сделали иначе сейчас, по прошествии лет?
– Назарбаев оказался довольно хитрым человеком. Если вернуть сейчас то время, когда мы с Нуркадиловым поддержали его в 1993 году, я бы, как и Нуркадилов, поступил бы иначе. Тогда Нурсултан Назарбаев преподнес себя как великий реформатор, человек, борющийся за мощные изменения в стране. И ведь он так убедительно говорил с трибуны, что в это невозможно было не поверить. И тогда он столкнул нас с Серикболсыном Абдильдиным, который в то время был председателем Верховного Совета Казахстана. По сути он и был главой государства, а не Назарбаев, которого это никак не устраивало. И для того, чтобы получить единоличную, и, я бы сказал, беспредельную власть, он затеял борьбу с Верховным Советом и лично с Абдильдиным. Тогда была создана депутатская группа из 25 человек, в которую вошли мы с Нуркадиловым, чтобы запустить изменения в Верховном Совете Казахстана. Нуркадилов в тот момент очень резко выступил против Абдильдина, я его поддержал. Это был переломный момент, когда чаша склонилась в пользу Назарбаева. И он сделал опять же, как тогда нам всем показалось, жест в сторону улучшения положения дел, предложив распустить Верховный Совет. А до выборов он был наделен правом подписывать Указы, имеющие силу законов. Тогда многие депутаты высказались против и предложили очень быстро провести выборы в следующего Верховной Совет. Но Назарбаев добился своего и принял 80 законов, которые были выгоды для него. Мы об этом даже не догадались. Мы считали, что он болеет за государство.
Если бы сейчас вернуть то время, я бы никогда не поддержал Нурсултана Назарбаева. Потому что кроме природных ресурсов он забрал энергетику. Он забрал все, что можно было забрать. И сегодня вряд ли можно все это вернуть, потому что время, которое нынешний президент дал клану Назарбаева, позволит ему все перепрятать во всякие фонды, а из них вытащить что-либо практически невозможно. То есть он опять обманул Новый Казахстан. А тогда, конечно, нужно было оставить парламентскую республику. Ведь Назарбаев не перешел к прямому президентскому управлению. Он себя сделал царем. Царь хороший, бояре плохие. Как-то он мне в доверительной беседе сказал: должен быть только один человек вне критики. И это я, президент. Премьера заменим, проблем нет. А вот президент должен быть лицом неприкасаемым.