Зло легко распознать и бороться с ним, но с глупостью все не так просто, пишет Джонни Томсон.
В Интернете есть пословица: «Спорить с идиотом — все равно что пытаться играть в шахматы с голубем: он опрокидывает фигуры, гадит на доску и летит обратно в свою стаю, чтобы заявить о победе». Это смешно и проницательно. Это также вызывает глубокую, удручающую тревогу. Хотя мы никогда бы так не сказали, в нашей жизни есть люди, которых мы считаем немного тупыми — не обязательно во всем, но в некоторых вещах точно.
Чаще всего мы смеемся над этим. В конце концов, глупость может быть довольно забавной. Когда мой друг недавно спросил некоторых из нас, какая фамилия была у Гитлера, мы рассмеялись. Когда мой брат только в прошлом месяце узнал, что северные олени — это настоящие животные — что ж, это смешно. Добродушное подшучивание над невежеством человека — это повседневная часть жизни.
Однако у глупости есть и темная сторона. По мнению теолога и философа Дитриха Бонхеффера, глупый человек зачастую опаснее злого.
Враг внутри
В комиксах и боевиках мы знаем, кто злодей. Они носят темную одежду, убивают по прихоти и безумно хохочут над своим дьявольским планом. В жизни у нас тоже есть очевидные злодеи — диктаторы, нарушающие права человека, серийные убийцы и жестокие преступники. Какими бы злыми ни были эти люди, они не представляют собой самой большой угрозы, поскольку они известны. Как только что-то становится известным злом, добро всего мира может объединиться для защиты и борьбы с ним. Как сказал Бонхеффер: «Против зла можно протестовать; его можно разоблачить и, если нужно, предотвратить, применив силу. Зло всегда несет в себе зародыш собственного низвержения».
Глупость же — это совсем другая проблема. Мы не можем так легко бороться с глупостью по двум причинам. Во-первых, мы коллективно гораздо более терпимы к ней. В отличие от зла, глупость не является пороком, к которому большинство из нас относится серьезно. Мы не осуждаем других за невежество. Мы не кричим на людей за то, что они чего-то не знают. Во-вторых, глупый человек — скользкий противник. Его не победить ни спором, ни рассуждениями. Более того, когда глупого человека припирают спиной к стене — когда он сталкивается с фактами, которые невозможно опровергнуть, — он срывается на крик. Бонхёффер говорит об этом следующим образом:
«Ни протесты, ни применение силы здесь ничего не дают; доводы остаются без ответа; фактам, противоречащим предрассудкам, просто не стоит верить — в такие моменты глупый человек даже становится критичным — а когда факты неопровержимы, их просто отбрасывают в сторону как несущественные, как случайные. При всем этом глупый человек, в отличие от злобного, совершенно доволен собой и, будучи легко раздражаемым, становится опасным, переходя в атаку».
С большой силой приходит большая глупость
Глупость, как и зло, не представляет угрозы до тех пор, пока у нее нет власти. Мы смеемся над вещами, когда они безобидны — например, над незнанием моего брата об оленях. Это не причинит мне боли. Поэтому это смешно.
Однако проблема глупости в том, что она часто идет рука об руку с властью. Бонхёффер пишет: «При ближайшем рассмотрении становится очевидным, что каждый сильный подъем власти в общественной сфере, будь то политического или религиозного характера, заражает глупостью большую часть человечества».
Это работает в двух направлениях. Первый заключается в том, что глупость не лишает вас права занимать должность или занимать власть. История и политика пестрят примерами того, как глупые поднимались на вершину власти (а умных исключали или убивали). Во-вторых, природа власти требует, чтобы люди отказались от некоторых способностей, необходимых для разумного мышления — таких способностей, как независимость, критическое мышление и рефлексия.
Аргумент Бонхёффера заключается в том, что чем больше человек становится частью истеблишмента, тем меньше он становится личностью. Харизматичный, захватывающий аутсайдер, пышущий умом и здравой политикой, становится имбецилом, как только вступает в должность. Как будто «слоганы, крылатые слова и тому подобное… овладевают им. Он околдован, ослеплен, им злоупотребляют и надругиваются над самим его существом».
Власть превращает людей в автоматы. У умных, критически мыслящих людей теперь есть сценарий для поведения. Они будут задействовать свои улыбки, а не мозги. Когда люди вступают в политическую партию, кажется, что большинство предпочитает следовать ее примеру, а не обдумывать ситуацию. Власть высасывает интеллект из человека, делая его похожим на оживший манекен.
Теория глупости
Аргумент Бонхеффера заключается в том, что глупость следует рассматривать как худшее зло. Глупость имеет гораздо больший потенциал для нанесения ущерба нашей жизни. Один властный и могучий идиот может причинить больше вреда, чем банда макиавеллиевских интриганов. Мы знаем, когда существует зло, и можем лишить его власти. Когда речь идет о коррумпированных, деспотичных и садистских людях, мы знаем, где мы находимся. Вы знаете, какую занять позицию.
Но глупость отсеять гораздо труднее. Вот почему она является опасным оружием: поскольку злым людям трудно захватить власть, им нужны глупые люди для выполнения своей работы. Глупых людей, как овец в поле, можно вести, направлять и манипулировать ими, заставляя делать любые вещи. Зло — это кукловод, и оно ничего так не любит, как бездумных марионеток, которые ему помогают — будь то в обществе или в коридорах власти.
Урок Бонхеффера состоит в том, чтобы смеяться над этими глупыми, дурацкими моментами, когда находишься в тесной компании. Но мы должны злиться и бояться, когда глупость берет верх.
Джонни Томсон преподает философию в Оксфорде. Он ведет популярный аккаунт под названием Mini Philosophy, его первая книга — Mini Philosophy: Маленькая книга о больших идеях».