Почему показания спидометра, одометра и прочих приборов часто недостоверны
Без приборов невозможно управлять автомобилем. С их помощью показывается скорость, температура двигателя, расстояние до ближайших препятствий при маневрировании, давление в шинах и прочие данные.
Однако их показания не всегда достоверны, и излишняя доверчивость может привести к проблемам. Какие же контролирующие устройства врут чаще всего? Об этом пишет «АиФ».
Скорость меньше, чем кажется
Самым недостоверным прибором в автомобиле считается спидометр. Погрешность измерений у него слишком велика, и точно измерить скорость невозможно. На реальную скорость оказывают влияние многие факторы, в том числе размерность шин, состояние поверхности асфальта, встречный или попутный ветер и прочие условия.
Спидометр работает от выходного вала коробки передач и показывает косвенные данные, не влияющие напрямую на скорость. Конструкция прибора тоже вносит коррективы в показания.
Вращение от вала передается через гибкий тросик на магнитный якорь в приборе, который за счет вращения создает вихревые токи, получаемые при вращении магнитов. Чем быстрее вращается магнит, тем выше напряженность поля и сильнее отклоняется стрелка. Вся эта конструкция слишком чувствительна к внешним факторам.
Погрешность измерений у системы составляет около 3%. Чтобы компенсировать неправильные показания приборов, в спидометр был заложен принцип завышения скорости на уровне 5%. Это правило приобрело вид государственного стандарта, и сейчас все спидометры измеряют скорость с завышением примерно на 5%.
Тем самым, в реальности автомобиль едет медленнее, чем показывается на панели приборов. Это удобно, в особенности при большом количестве камер контроля скорости на дорогах.
В современных цифровых спидометрах правило завышения имеет прогрессивный характер. Чем больше скорость, тем сильнее «врет» спидометр. Если при скорости 100 км/ч он завышает показания на 5%, то при 130 км/ч коэффициент приближается к 7%.
Неправильный пробег
По названным причинам в автомобиле неправильно считывает пройденное расстояние и одометр. Он также завязан на показания спидометра и работает от того же гибкого вала, а значит в реальности пробег автомобиля тоже завышен. В реальности он примерно на 5% меньше.
Погрешность измерений может искажаться и из-за простой установки на автомобиль нештатных шин. Если вместо покрышек размерности 185/60R14 поставить колеса с размерностью 195/55R15, то радиус колеса увеличится, и скорость машины вырастет при сохранении интенсивности вращения вала трансмиссии. В этом случае одометр накручивает меньше километров, чем пройдено в реальности.
Ошибки ABS
Неправильные показания может выдавать и антиблокировочная система тормозов. На подавляющем большинстве автомобилей она работает за счет измерения изменения скорости вращения колес. Датчики ABS стоят в основании ступицы и контролируют угловую скорость.
Если одно из колес при торможении вдруг проскальзывает на гололеде и резко меняет скорость вращения относительно других, то электронная система вмешивается в работу тормозов и стравливает давление в гидравлике. Машина тоже тормозит, но зато остается стабильной на траектории движения.
Но колеса могут вращаться вразнобой не только из-за проскальзывания на скользкой дороге, но и по другим причинам. К примеру, из-за низкого давления или из-за дорожных неровностей. Поэтому ABS часто ошибается и выдает команду на снижение интенсивности торможения в тех ситуациях, когда это совсем не требуется.
К примеру, даже на сухом асфальте с прекрасным сцеплением с поверхностью электроника «распускает» тормоза, если под колесами возникает множество мелких ямок, которые заставляют колесо вибрировать и терять «связь» с дорогой. ABS посчитает это за выезд на гололед и не даст тормозить другим колесам. Тем самым тормозной путь резко увеличится.
А если в этот момент на этом же участке дороги впереди оттормаживается грузовик? В этом случае возможно столкновение. Об этом необходимо помнить и всегда тормозить заранее, в особенности на плохих дорогах, потому как ошибки ABS могут привести к неожиданным столкновениям.