Корейский Kookmin Bank объявил, что с сентября прекращает долларовые операции с банками Кыргызстана. Нацбанк связывает это с соблюдением западных санкций. Какие возможны последствия? Какие действия следует предпринять финансовому рынку Кыргызстана? Об этом пишет Азаттык.
Kookmin Bank прекращает сотрудничество
Южнокорейский Kookmin Bank еще в сентябре 2023 года ввел ограничения на долларовые переводы для банков Кыргызстана по системе SWIFT. Нынешнее решение можно рассматривать как их продолжение.
В ответе «Азаттыку» Нацбанк объяснил такое решение корейского банка усилением санкционных требований.
«В связи с расширением перечня и требований санкций, вводимых западными странами, со стороны иностранных банков усиливаются требования по анализу и проверке трансграничных платежей, проводимых клиентами коммерческих банков Кыргызской Республики. В целях диверсификации и расширения корреспондентской сети, а также в целях обеспечения бесперебойного предоставления услуг для своих клиентов коммерческие банки Кыргызской Республики ведут работу по расширению и установлению новых корреспондентских отношений с банками зарубежных стран. Национальный банк оказывает всестороннюю поддержку коммерческим банкам в установлении новых и поддержании существующих корреспондентских отношений», – говорится в сообщении Нацбанка.
Как показывает статистика, за последние два года денежные переводы между кыргызскими банками и Южной Кореей резко возросли. Согласно информации в бюллетене Нацбанка, объем средств, переведенных из банков Кыргызстана в Южную Корею, в 2022-2023 годах превысил показатель предыдущих лет в 11 раз. В 4,5 раза выросло и поступление денег из этой страны. Если до 2022 года ежегодный объем исходящих средств составлял 11-25 миллиардов сомов, то в 2022-2023 годах он достиг 299 миллиардов сомов.
«Это нанесет удар по внешней торговле»
Абдыбалы тегин Суеркул, бывший зампред Нацбанка, эксперт по финансовому рынку, говорит, что если коммерческие банки не найдут альтернативные решения в ближайшее время, потеря банка-корреспондента в Корее окажет существенное влияние на внешнюю торговлю страны:
«Например, если вы хотите отправить деньги за границу или получить деньги из-за границы, у этого банка должен быть банк-корреспондент за границей. Когда-то большинство корреспондентских счетов кыргызских банков находились в России. Все платежи в долларах и евро осуществлялись через российские банки. Так как после санкций они были закрыты, наши банки искали возможность проводить через Турцию, Южную Корею и другие страны. Поэтому за последние два года Kookmin Bank of Korea стал очень популярным. Основная часть денег, которая приходит и уходит за границу, переводилась через этот банк. Поэтому роль Kookmin Bank была очень важна. Поэтому это обязательно создаст проблему. Теперь нужно найти альтернативу. К примеру, если найдут выход через ОАЭ или другие страны, то это может и не оказать существенного влияния. Если же не смогут найти, то это резко отрицательно повлияет на наши экспортные и импортные возможности. Или будут вынуждены переводить в другую валюту».
Это событие совпало со временем открытия Кыргызстаном своего финансового рынка для России. В июле стало известно, что Кыргызстан готовит собственную программу обслуживания подсанкционной российской карты «Мир». Сообщалось, что как только межбанковский процессинговый центр страны разработает программное обеспечение, то обслуживание карты «Мир», заблокированной с апреля месяца, возобновится.
Также глава кабмина Акылбек Жапаров на заседании кыргызско-российской межправительственной комиссии, которое состоялось 10 июля в городе Красноярске, предложил открыть филиалы российских банков в Кыргызстане.
Искры санкций
В экспертном сообществе обсуждается, что по мере расширения финансовых отношений с Россией, возрастет риск попадания финансового рынка Кыргызстана под вторичные санкции. Экономический аналитик Искендер Шаршеев говорит, что развитые страны постепенно, в зависимости от геополитической ситуации, вводят ограничения и используют вторичные санкционные меры:
«Западный мир не вводит санкции в один момент. Они не торопятся, а понемногу ужесточают. Например, если мы посмотрим на Иран, то санкции в их отношении также вводились в таком духе. Шаг за шагом, не спеша, а в долгосрочной перспективе это подобно удушению. Поскольку наша страна прямо или косвенно помогает странам, находящимся под санкциями, постепенно это отразится и на нашей стране. Сейчас рассматривается новый законопроект – один в США и один в Европе. В этом пакете законопроектов рассматриваются дополнительные ограничения финансовых переводов в Кыргызстане. И некоторые банки заранее идут на определенные шаги. Фактически уже были предприняты шаги по ограничению работы с 5-6 банковскими системами. Например, такие действия, как смена банков-корреспондентов, происходят последние 2-3 года».
Считается что Kookmin Bank на мировом финансовом рынке обладает большим влиянием. По стоимости активов он входит в число четырех крупнейших банков Южной Кореи и 60 крупнейших банков мира.
По прогнозам специалистов, приостановка Kookmin Bank SWIFT-переводов с банками Кыргызстана может иметь серьезные последствия для банковского сектора Кыргызстана. Возможно, в результате этого события и расширения санкционных требований другие международные банки также будут вынуждены пересмотреть свои отношения с банками Кыргызстана.