На днях Духовное управление мусульман Казахстана удостоилось очередной порции жесткой критики. Общественные и религиозные деятели, которые собрали в Алматы пресс-конференцию, обвинили муфтият в коррупции, рейдерстве, диктаторских проявлениях, внутренних разногласиях, неспособности противостоять радикальным исламским течениям и многом другом. А для решения всех этих проблем предложили «принудительно реформировать» этот как бы высший орган управления мусульманской уммой, пишет spik.kz.
Подобного рода требования со стороны последователей ислама в последние годы звучат все чаще, причем по поводу и без. В этой связи напрашивается ряд вопросов. Кем и как должна регулироваться деятельность ДУМК? Действительно ли муфтият злоупотребляет своим статусом официального духовенства? Достаточно ли гармоничны отношения между ним и государством? И в каких конкретно реформах нуждается эта организация? Слово экспертам.
Бурихан Нурмухамедов, политолог:
«Нужды в кардинальных реформах я не вижу»
Вполне естественно и закономерно, что представители гражданского общества, прежде всего журналисты, обращают внимание на правонарушения или ошибки, которые допускают члены различных общественных объединений, к числу которых относятся и такие крупные, как ДУМК. Поскольку основной сферой его деятельности является управление духовно-религиозной жизнью казахстанцев, а это несколько миллионов человек, то понятно, что она затрагивает интересы и потребности мусульман, влияет на их настроения и на общественное мнение. С этим, на мой взгляд, и связано резкое общественное неприятие негативных проявлений в работе религиозных деятелей. Что касается инициаторов недавней пресс-конференции, то, наверное, они обращались к руководителям госорганов, так или иначе ответственных за взаимодействие с ДУМК. И соответствующая реакция на их требования, как мне думается, обязательно последует.
В целом в настоящее время ДУМК – это современное, отвечающее всем цивилизованным требованиям объединение мусульман-казахстанцев. В его составе, кроме самого муфтия, есть Совет коллегии, Совет покровителей, Президиум управления, а также порядка 20 отделов, отвечающих за различные направления деятельности муфтията. Большинство сотрудников и сами имамы имеют высшее образование, их деятельность широко освещается на сайте организации и в СМИ. Система управления мусульманской уммой в нашей стране, на мой взгляд, достаточно оптимальная. В отношениях муфтията и государства излишнего вмешательства в дела друг друга или чрезмерной опеки со стороны последнего не наблюдается.
Возможно, настало время расширить полномочия коллегиальных органов (Совет улемов, Совет покровителей и т.д.) в плане контроля за деятельностью исполнительных органов муфтията. По-хорошему, нужно создать некий совет по этике или дисциплинарный совет, который бы отслеживал случаи неподобающего поведения имамов и адекватно реагировал на них. И желательно, чтобы эти органы в определенной степени были самостоятельны и независимы, не подчинялись «чиновникам» от ДУМК.
Конечно, с учетом того, что мечети выполняют большую воспитательную функцию, влияют на духовно-нравственное состояние нашего общества, особенно молодежи, некие преобразования в ДУМК, по всей видимости, нужны, чтобы оно стало более эффективным. И именно в тех направлениях, которые я перечислил. А нужды в каких-то кардинальных реформах лично я не вижу.
Арман Кудабай, преподаватель КазНУ им.аль-Фараби:
«Закрытости ДУМК может позавидовать даже Папский престол»
– Я знал, что рано или поздно нечто подобное обязательно произойдет. Ведь вопросов к деятельности ДУМК очень много, и кто-то должен был их поднять. И не просто поднять, но и потребовать либо реформировать этот орган — в лучшем случае, либо распустить — в худшем. Последнее требование, кстати, часто звучит со стороны религиозных радикалов…
Да, необходимость хоть какого-то пригляда за казахстанским муфтиятом со стороны государства и общества назревает давно. И это касается не только вопросов распределения денежных средств и должностей. У общественности нет уверенности, что в современных условиях ДУМК действительно способно контролировать даже свои кадры. Слишком уж часто патронируемые им имамы попадают в поле зрения журналистов и правоохранительных органов. К тому же очень много фактов, когда проповеди священнослужителей переходят границы дозволенного. Выходит, вместо того, чтобы направлять паству на путь истинный, наш муфтият занимается чем-то другим, в том числе внутренними разборками…
Данияр Наурыз, журналист и блогер:
«Религиозные «вожди» напоминают назначенных губернаторов»
— ДУМК – это маломощная организация, у которой нет ни энергичности салафитов, ни финансов и пропагандистских возможностей православной церкви. Видимо, потому ей и приходится лавировать между подобными сильными игроками. Хотя формально ДУМК управляет многочисленной паствой, массой мечетей. Но это обманчивое могущество – здесь можно провести аналогию с КПСС конца 1980-х годов: имея административный ресурс, множество СМИ, она, тем не менее, оказалась слабой.
В Казахстане, да и в целом в Центральной Азии нет духовных управлений, независимых от исполнительной власти. И если в случае с православием, католичеством, иудаизмом, протестантством зависимость от местных властей уравновешивается большим влиянием со стороны иностранных государств и религиозных организаций, то ДУМК практически лишен существенной заграничной помощи – в отличие от тех же салафитов, которых поддерживают саудиты.
Кстати, официальные мусульманские организации в Казахстане побаиваются салафитов. И здесь выскажу собственное предположение. Как мне представляется, недавнее освобождение Кайрата Сатыбалды из тюрьмы можно расценить в том числе как страх наших властей перед саудовской версией ислама. Не исключено вмешательство аравийцев. Между тем, местные салафиты опасны тесными связями с салафитскими бандформированиями Северного Кавказа, зачастую замаскированными под официальных полицейских.