NBC News: Как выиграл Трамп выиграл — и как проиграла Харрис

Автор -
361

Обвинения демократов начались сразу же, но победа Трампа была настолько очевидной, что Камала Харрис, возможно, мало что могла сделать.

Авторы: Алекс Сейтц-Вальд, Генри Дж. Гомес и Наташа Корецки

УЭСТ-ПЭЛМ-БИЧ, штат Флорида, — Демократы рассчитывали, что избрание первой женщины-президента Америки произойдет за счет недовольных женщин. Вместо этого недовольные мужчины помогли вернуть Дональда Трампа к власти.

Двое старших сыновей избранного президента помогли ему выбрать кандидата в помощники, который в свое время осуждал «бездетных кошатниц», а младший сын, Бэррон, поощрял поворот отца к подкастам в попытке привлечь других молодых мужчин — обычно надежный блок избирателей-демократов, который в этом году разделился поровну.

«Я думаю, что гендерный разрыв станет историей следующих 20 лет. Воистину», — отметила стратег демократов Кейтлин Легаки. «Есть много мужчин, которые чувствуют, что их оставляют позади, что в обществе нет места для них. И если мы не хотим, чтобы разразилась гражданская война по гендерному признаку, мы должны разобраться с этим. Это самый большой разрыв в американском обществе».

Вся страна сдвинулась вправо, как и другие западные демократии в инфляционную постсоветскую эпоху. А вице-президенту Камале Харрис, которая была в плохом настроении, пришлось отделяться от глубоко непопулярного действующего президента, который слишком долго ждал, чтобы уйти в отставку, и чьи помощники подрывали ее на протяжении многих лет.

Тем временем Трамп добился успехов в выполнении своего обещания собрать многорасовую коалицию рабочего класса, получив 45 % голосов латиноамериканцев и 55 % голосов мужчин-латиноамериканцев — рекорд для республиканского кандидата в президенты — и при этом добился успехов в «голубых» штатах и довел свой перевес среди избирателей без высшего образования и со средним уровнем дохода до новых высот, согласно данным экзит-полов NBC News.

«Демографические сдвиги для нас были просто жестокими», — сказал один из помощников Харрис. «Наши люди отвергли нас».

Упреки демократов начались еще до того, как истекли часы в день выборов: по мнению многих, Харрис была слишком осторожна, или ей следовало начисто порвать с президентом Джо Байденом и заменить лидеров, которых он поставил во время кампании, но победа Трампа была достаточно убедительной, чтобы она мало что могла сделать.

«Электорат решительно сдвинулся вправо по ряду ключевых вопросов, которые, как оказалось, и определяли эти выборы, особенно иммиграция и инфляция», — сказал Эван Рот Смит, ведущий специалист по опросам демократической группы Blueprint. «Победа демократов была, вероятно, невозможна, а победа республиканцев, вероятно, возможна, потому что Харрис предприняла, вероятно, лучшую из возможных попыток выиграть выборы, а Трамп — лучшую из возможных попыток проиграть их».

Действительно, в третий раз баллотируясь в президенты и после девяти лет пребывания в Америке, Трамп может стать первым республиканцем, не являющимся кандидатом в президенты, который выиграет не только Коллегию выборщиков, но и наибольшее количество голосов.

«Самое страшное: Он выиграет и народное голосование», — сказал другой помощник Харрис.

Этот рассказ о том, как Трамп выиграл и как Харрис проиграла, основан на более чем 35 интервью с активистами и официальными лицами обеих партий и кампаний, многие из которых получили анонимность, чтобы сразу высказать откровенные соображения о том, что было правильно или неправильно.

Новая кампания, тот же Трамп

Менее четырех лет назад, после беспорядков в Капитолии США 6 января, Трамп был отброшен в политическую пустыню своей собственной партией, и республиканцы обратились к новым лицам, которые, по их мнению, могли бы использовать энергию Трампа, но с меньшим багажом, как, например, губернатор Флориды Рон ДеСантис.

У избирателей-республиканцев были другие идеи, и они остановились на Трампе, бывшей звезде реалити-шоу, который вернул себе имидж стороннего агента перемен и столкнулся с судебным преследованием и двумя покушениями на убийство.

Один из представителей избирательной кампании сказал, что столкновение Трампа с ДеСантисом на праймериз помогло Трампу набрать обороты после того, как «общественное клеймо» преследовало его в первые месяцы его постпрезидентства.

«Вспомните 2021 и 2022 годы — это было довольно тяжело», — сказал представитель кампании. «Его перестали воспринимать как крутого. Искра немного угасла. Когда он действительно начал работать с ДеСантисом, искра вернулась к нему. Наличие противника вернуло искру».

По словам этого человека, после предъявления обвинений «социальная стигма» еще больше отступила.

«Это превратило Дональда Трампа в чертового народного героя и икону», — добавил собеседник. «А потом в него стреляют, и это только усиливает отношение к нему как к народному герою и иконе».

Отказавшись от импровизационного хаоса, который определял его кампании 2016 и 2020 годов, Трамп «с самого начала дал понять: ему нужна профессиональная операция», — говорит Крис ЛаСивита, который вместе со старшим советником Сьюзи Уайлс руководил кампанией, которая, по общему мнению, была более дисциплинированной и компетентной, чем его предыдущие кампании — даже если сам Трамп, как и прежде, не хотел придерживаться своих идей.

За исключением некоторых столкновений с участием ЛаСивиты и давнего советника Трампа Кори Левандовски, которые недавно стали достоянием общественности, в кампании практически не было междоусобной борьбы, характерной для прошлых кампаний Трампа.

«Драмы было очень мало», — сказал один из сотрудников кампании. «Это было похоже на обычную кампанию, где люди в основном ладили друг с другом. Вы обсуждали стратегию, договаривались о чем-то, и вы не бежали на NBC, чтобы ударить человека ножом, если вы с ним не согласны».

По словам двух источников, знакомых с этой стратегией, 18-летний Бэррон Трамп, который во вторник впервые проголосовал на выборах, вместе с советником кампании Алексом Брузевицем отдавал предпочтение влиятельным подкастерам мужского пола с большим количеством подписчиков, учитывая интересы молодых избирателей. Старший Трамп появлялся в таких программах, как Barstool Sports «Bussin’ With The Boys», а также в шоу комиков Эндрю Шульца и Тео Вона и Марка Калауэя, более известного поклонникам профессионального рестлинга как Андертейкер.

Большим переворотом стал Джо Роган, у которого более 17 миллионов подписчиков на YouTube. В последние недели предвыборной кампании Трамп заставил сторонников на митинге в Мичигане ждать несколько часов, после того как он поехал в Техас, чтобы записать шоу Рогана.

Харрис тоже приглашали на шоу, и ее кампания серьезно рассматривала этот вариант. Старшие руководители настаивали на этом, но в итоге пришли к выводу, что риск не стоит того, поскольку они не собирались завоевывать аудиторию Рогана — а сам Роган поддержал Трампа накануне дня выборов. Однако то, как команда Харрис отнеслась к приглашению, подчеркнуло осторожный подход кампании и самой Харрис к публичным выступлениям, который, как теперь говорят демократы, был ошибкой.

«Мы должны выступить перед Джо Роганом. Я бы возразил, что прогрессистам нужно создать и поддержать своего собственного Джо Рогана», — сказал представитель Ро Ханна, демократ из Калифорнии.

В первые недели после того, как Харрис заменила Байдена на первом месте в списке кандидатов — драгоценный момент, когда американцы еще только формировали свое мнение о ней, — она не давала интервью и не выступала в СМИ, что, по мнению многих, было ошибкой, поскольку, как показывают данные, избиратели хорошо реагировали на нее и все больше склонялись в ее сторону, чем больше ее видели.

Например, Future Forward, известная своей тщательной проверкой рекламы до ее выхода в эфир, показала избирателям более 750 видеоклипов и обнаружила, что в самых убедительных из них Харрис часто говорит сама.

«В начале ее кампании люди знали о ней, но не знали ее. Они знали имя, но не знали человека», — сказал Джесси Фергюсон, стратег-демократ, который был консультантом Future Forward.

В среду, когда они осматривали обломки, председатель кампании Джен О’Мэлли Диллон подверглась особой критике — неизбежной для лидера любой проигравшей кампании — с обвинениями в том, что она слишком жестко контролировала или отодвигала на второй план людей, близких к Харрис.

Целый ряд высокооплачиваемых бывших помощников Барака Обамы, таких как Дэвид Плюффе и Стефани Каттер, были привлечены для помощи в управлении финальными этапами гонки и получили задание «исправить» проекты, которые, по мнению некоторых, не нуждались в исправлении, что породило обиду и недоверие между двумя командами, которые были вынуждены объединиться в сложных обстоятельствах.

Другие критиковали решение кампании по привлечению республиканцев, выступающих против Трампа, и возвышению миллиардера Марка Кьюбана, хотя в ее телерекламе миллиардеры вроде Трампа подвергались критике.

«Вы провели несколько часов с Лиз Чейни, и знаете что? Мы узнаем, что Лиз Чейни была неважной», — сказал один из демократических стратегов, союзник Харрис.

‘Зажигание’

То, что выступление Джо Байдена на июньских дебатах было катастрофой, сразу же стало очевидным для всех — кроме самого Байдена и окружения его преданных сторонников.

«Я написал другу через 10 минут после начала дебатов: «Он должен уйти, иначе мы проиграем», — говорит Эзра Левин, соучредитель Indivisible, прогрессивного движения, возникшего после первого избрания Трампа.

Возраст Байдена вряд ли был секретом — бывший специальный советник Роберт Хур назвал его «пожилым человеком с плохой памятью» в официальном докладе в марте — и многие демократы втайне надеялись, что Байден не будет баллотироваться на переизбрание, хотя немногие были готовы сказать об этом публично.

Но союзники Байдена возмущенно настаивали, даже перед своими сотрудниками, что все в порядке, а в частном порядке говорили донорам и партийным чиновникам, что Байден должен был остаться в гонке, потому что Харрис не справится с задачей.

«Сотрудники чувствовали себя так, будто их поливают грязью», — сказал один из демократов, участвовавших в перевыборах. «Некоторые люди в кампании Байдена, DNC и Белом доме были уверены, что Байден ни при каких обстоятельствах не выйдет из гонки, хотя все данные показывали, что у него нет шансов на победу. Это, пожалуй, было самым тревожным моментом».

Многие помощники Харрис считают, что союзники Байдена с самого начала работы администрации в частном порядке подрывали популярность Харрис, боясь, что она затмит его. Они советовали Байдену оставаться в гонке, даже когда его поддержка рушилась. А потом многие из них внезапно оказались во главе кампании Харрис.

«Те самые люди, которые обеспечили ей низкие рейтинги одобрения, в последние три месяца должны были попытаться повысить ее рейтинги и заставить людей полюбить ее», — сказал один из союзников Харрис.

После дебатов прошел почти месяц, прежде чем Байден отошел в сторону, что стоило Харрис критически важного времени и дало ее кампании всего 100 дней на то, чтобы построить стратегию, провести съезд, выбрать кандидата, подготовиться к дебатам и сформулировать подачу информации.

Ей досталась относительно «сонная» кампания, с ограниченной инфраструктурой в штатах, где шли бои, и трудностями с привлечением лучших специалистов на обреченный корабль, которого многие боялись.

Байден сохранил за собой президентское кресло, хотя мог бы передать его ей, что сделало невозможным для Харрис полный разрыв с человеком, к которому она испытывала глубокую преданность за то, что он выбрал ее в качестве своего помощника.

После того как Байден отошел в сторону, Белый дом уменьшился. В то время как остальные члены партии ликовали, на Пенсильванском проспекте настроение было более мрачным. Президенту, оставшемуся без работы, теперь предстояло прояснить ситуацию со своим заместителем. «По словам одного из высокопоставленных чиновников, он должен был перепроверять помощников: «А мы уже согласовали это с вице-президентом?

После ее ухода один из старших помощников Белого дома дал такой совет молодому сотруднику: «Месть — это блюдо, которое лучше всего подавать холодным».

Самым большим ляпом Харрис в ее почти безупречном выступлении, по общему мнению, стало то, что она сделала на шоу «Взгляд», когда затруднилась сказать, что бы она сделала иначе, чем Байден. На своих митингах Трамп и его кандидат, сенатор Джей Ди Вэнс из Огайо, без устали высмеивали ответ Харрис.

«Она совершила эту ошибку на шоу «Взгляд», потому что ей сказали «будь верной», — сказал человек, близкий к кампании.

Другой человек в кампании Харрис сказал: «Это все Джо Байден».

Другой помощник, которого спросили, что случилось, ответил двумя словами: «Джо Байден».

Однако союзники Байдена отмечают, насколько необычно для любого политического лидера добровольно отказываться от власти, и говорят, что его решение переизбраться было обоснованным, учитывая лучшие, чем ожидалось, результаты демократов на промежуточных выборах 2022 года.

«Это было историческое партнерство, в котором эти команды работали вместе чрезвычайно хорошо», — сказал сотрудник Белого дома, который был там с самого начала.

Несмотря на длительную задержку, Харрис вступила в гонку с огромным энтузиазмом, который отбросил Трампа на задний план. Трамп, казалось, был совершенно ошеломлен тем, что придется бороться с молодой, телегеничной женщиной, и начал с причудливой атаки, обвинив ее в том, что она только недавно стала чернокожей.

«Что меня шокировало, — сказал человек, близкий к Трампу и непосредственно знакомый с ходом кампании, — так это то, что его команда исключительно неповоротливо отреагировала на ее [Харрис] вступление в гонку».

Потребовалось одобрение Роберта Ф. Кеннеди-младшего, чтобы вывести Трампа из летнего спада. Привлечение бывшего кандидата в президенты от Демократической партии Тулси Габбард и фигур вне политики, таких как миллиардер Илон Маск, помогло Трампу вернуть себе имидж агента перемен, не связанного обязательствами с непопулярной двухпартийной дуополией.

«Недостаточно людей понимают важность этого», — сказал один из представителей кампании Трампа, говоря о поддержке Кеннеди. «Я не говорю, что он решающий, но я думаю, что его одобрение значит гораздо больше, чем ему приписывают СМИ. Это был первый активизирующий шаг, который кампания предприняла после переключения».

После того как Харрис прошла через дебаты 10 сентября, кампания не знала, как действовать дальше, ведь впереди еще два месяца, и не было никаких знаковых моментов, от которых можно было бы оттолкнуться.

Период после дебатов был «нервным», потому что кампания смотрела вперед, задаваясь вопросом: «Что нам делать с этим периодом?» — сказал один из помощников.

Борьба с Трампом, который во время кампании был осужден за уголовное преступление, представляет собой несколько необычных проблем.

Команда Байдена изначально считала, что осуждение Трампа станет политической победой. По словам одного из сотрудников кампании Байдена, на совещании всего штаба после вынесения приговора возникло ощущение, что в гонке наступил переломный момент. На том совещании было решено добавить в тезисы строчку о том, что Трамп — «осужденный преступник».

К тому времени, когда Харрис возглавила кампанию, эта логика уже не вызывала сомнений у ее руководителей. Они беспокоились, что клеймо «преступник» может показаться противоречивым для чернокожих мужчин, около трети которых имеют судимости, и для потенциально способных убедить избирателей. Опросы показали, что многие зарегистрированные независимые избиратели подозревают, что преследования Трампа были политически мотивированы.

Недолгая работа Харрис в McDonald’s в качестве студентки колледжа получила большее развитие, чем ожидала ее кампания, и после того, как Трамп произвел фурор, «поработав» в McDonald’s, ее команда бросилась восстанавливать культовый бренд фастфуда.

Ее команда разработала предложение о том, чтобы посол McDonald’s торжественно вручал Харрис специальный жетон для выпускников McDonald’s, но вспышка кишечной палочки в сети заставила ее кампанию колебаться и отказаться от этой идеи, которая так и не была реализована, по словам одного из сотрудников кампании.

Кампания, наконец, почувствовала, что возвращает себе силы, когда комик на митинге Трампа в Мэдисон Сквер Гарден в Нью-Йорке пошутил, что Пуэрто-Рико — это плавучий остров с мусором, но хорошее настроение было немедленно подавлено мусорным ляпом самого Байдена о сторонниках Трампа.

По словам представителя кампании, сотрудники штаба находились в кортеже, покидающем большую заключительную речь Харрис в Ellipse в Вашингтоне, округ Колумбия, когда их телефоны начали пищать от людей, поделившихся комментариями Байдена.

«Персонал был подавлен, даже истинные приверженцы Байдена», — сказал представитель кампании, хотя этот момент не стал таким печальным, как момент «плачевных» высказываний Хиллари Клинтон, которого многие опасались.

Вэнс пережил некоторые ранние потрясения, вызванные всплывшими в 2021 году высказываниями о «бездетных кошатницах». Но в сентябре, когда Трамп готовился к первым и единственным дебатам с Харрис, склонность Вэнса к «горячим дублям» и троллингу в социальных сетях снова дала о себе знать. Написав о наплыве гаитянских иммигрантов в Спрингфилд, штат Огайо, Вэнс распространил необоснованный слух о том, что они похищают домашних животных и едят их. Трамп повторил это необоснованное утверждение на дебатах на следующий вечер, задав тон широко разрекламированному выступлению против Харрис.

Внутри компании были помощники Трампа, которые, тем не менее, рассматривали дискуссию в Спрингфилде как положительный момент — «просто громоотвод, чтобы заставить СМИ говорить об иммиграции», вопрос, который играл на сильных сторонах кандидата, — сказал один из сотрудников кампании Трампа.

«Это заставило их обратиться к этому вопросу, и, по крайней мере, я не думаю, что это повредило, а, скорее всего, помогло», — добавил чиновник.

По крайней мере один стратег демократов согласился с такой оценкой, но постарался не упоминать об этом.

Выборы

Трамп вернется в Белый дом с большим мандатом, чем в 2016 году, и более дружелюбным Сенатом после того, как республиканцы выиграли большинство спорных гонок в этом году. В Палате представителей по-прежнему слишком мало шансов.

И, в отличие от 2016 года, никто не может утверждать, что Америка не понимала, за что голосует.

«Мы победили, потому что американский народ увидел настоящего Дональда Трампа!» Брузевиц, 27-летний советник, работавший с Бэрроном Трампом над стратегией подкаста, отправил смс, когда Трамп произносил свою победную речь. «Он — лидер, который бывает раз в жизни, и он полностью воплощает дух, который делает эту нацию великой».

Оригинал: NBC

Поделитесь новостью