Натуральные соки не должны стать подакцизным товаром — позиция Ассоциации развития АПК КР

Автор -

    Ассоциация развития агропромышленного комплекса Кыргызстана направила открытое обращение к руководству страны в связи с предложением включить натуральные фруктовые и овощные соки (код ТН ВЭД 2009) в перечень подакцизных товаров.

    Ассоциация выражает обеспокоенность тем, что такая мера противоречит задачам развития переработки сельхозпродукции, подрывает конкурентоспособность отечественных производителей и не отвечает целям акцизной политики. Натуральные соки без добавленного сахара являются частью здорового рациона и, в международной практике, исключаются из категории подакцизных товаров.

    Ниже текст обращения:

    Президенту  Кыргызской Республики

    Жапарову С.Н.

    Торага и депутатам Жогорку Кенеша

    Кыргызской Республики

    Нурланбек Тургунбек уулу

     

    Председателю Кабинета Министров

    Кыргызской Рсепублики

    Касымалиеву А.А.

     Заместителю Председателя Кабинета Министров-

    Министру водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики

    Торобаеву Б.Э.

     Министру экономики и коммерции  Кыргызской Республики

    Сыдыкову Б.Т.

     

     

    ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ

    производителей и переработчиков АПК относительно включения натуральных соков в перечень подакцизных товаров

     

    Уважаемый Садыр Нургожоевич,

    Ассоциация развития агропромышленного комплекса Кыргызской Республики от имени представителей основных секторов сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности обращается к вам в связи с проектом Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР в сфере налогообложения», вынесенный на общественное обсуждение 7 августа 2025 года (https://koomtalkuu.gov.kg/ru/view-npa/5116). Особую обеспокоенность вызывает пункт 3 части 1 статьи 334, предусматривающий включение в перечень подакцизных товаров всех фруктовых и овощных соков (код ТН ВЭД 2009), наряду с напитками, содержащими сахар и подсластители. Данная редакция означает, что акцизом будут облагаться и натуральные соки прямого отжима, и восстановленные соки без добавления сахара и иных компонентов.

    Обоснование разработчиков сводится к утверждению о рисках недобросовестного декларирования и идентичности соков по составу с нектарами и сокосодержащими напитками, а также к ссылкам на исследования Всемирной организации здравоохранения о вреде чрезмерного потребления сахаросодержащих напитков. Однако такие доводы не могут служить достаточным основанием для установления акциза. Во-первых, добросовестные производители и так действуют в правовом поле, а отдельные случаи недобросовестного декларирования должны пресекаться мерами налогового и таможенного контроля, а не фискальным давлением на всю отрасль. Перекладывать прямые обязанности по выявлению контрафактной продукции с органов государственного контроля на плечи добросовестных предпринимателей недопустимо и противоречит принципам справедливого регулирования. Во-вторых, включение натуральных соков без добавленного сахара в категорию подакцизных товаров выходит за пределы заявленных целей акцизной политики, направленной на ограничение потребления продукции, наносящей ущерб здоровью. Натуральные соки не только не представляют угрозы для здоровья, но и являются частью здорового рациона. Международный опыт также подтверждает, что такие соки обычно исключаются из перечня объектов налогообложения как продукты, не содержащие добавленного сахара и не наносящие вреда здоровью.

    Следует учитывать, что рынок соковой продукции Кыргызстана и так в значительной мере занят импортом. Введение акциза усугубит положение отечественных производителей, увеличит себестоимость их продукции и лишит её конкурентоспособности. Между тем в Указе Президента Кыргызской Республики «О мерах по дальнейшему развитию агропромышленного комплекса Кыргызской Республики» № УП-202 от 22 июля 2024 года поставлена задача увеличить переработку сельхозпродукции до 50% к 2040 году и удвоить экспорт, что прямо свидетельствует о приоритетности развития перерабатывающей отрасли.

    В Кыргызстане ежегодно производится порядка до 135 тысяч тонн яблок, из которых до 35 — 40% составляют яблоки второго и третьего сорта, пригодные исключительно для переработки. Это примерно до 50 тысяч тонн потенциального сырья. Фактически перерабатывается лишь около до 8 тысяч тонн в год, а остальное остается невостребованным либо уходит в соседние страны по низким ценам. Такая ситуация тормозит развитие садоводства, не стимулирует производителей. При этом отечественные перерабатывающие предприятия обладают мощностями для переработки до 25 тысяч тонн сырья ежегодно и готовы значительно увеличить выпуск продукции при создании соответствующих условий. В последние годы наблюдается и положительная динамика экспорта, кыргызстанские соки начали поставляться в Казахстан, Россию, Монголию, Узбекистан, ведётся активная работа по выходу на рынок Китая.

    Установление акциза на натуральные соки приведёт к утрате конкурентных преимуществ отечественных переработчиков, ограничит доступ к внешним рынкам и создаст серьёзный барьер для развития отрасли. Такая мера противоречит заявленным приоритетам государственной политики, подрывает стимулы для углубленной переработки и не отвечает задачам укрепления продовольственной безопасности страны.

    Учитывая вышеизложенное, в целях поддержки отечественных производителей, повышения уровня переработки и стимулирования экспортного потенциала, мы обращаемся к Вам с просьбой исключить из проекта Закона продукцию товарной позиции ТН ВЭД 2009 (натуральные фруктовые и овощные соки) из перечня подакцизных товаров. Мы убеждены, что такое решение позволит создать благоприятные условия для развития переработки отечественного сырья, укрепит позиции Кыргызстана на международных рынках и будет способствовать достижению стратегических целей государства в сфере развития агропромышленного комплекса.

    С уважением,

    Ассоциация развития агропромышленного комплекса

    Кыргызской Республики

    Поделитесь новостью