Фермеры в Сырдарьинской области Узбекистана утверждают, что местные власти отбирают у них плодородные земли под предлогом взыскания долгов, расчищая тем самым дорогу китайским инвесторам. Об аналогичных кампаниях ранее сообщали сельчане из других регионов страны, пишет Азаттык Азия.
Волна земельных споров, охватившая восток Узбекистана, добралась до Сырдарьинской области. Фермеры заявляют, что власти используют суды, процедуры взыскания долгов и административное давление, чтобы передать земли сельскохозяйственного назначения в систему, которая благоприятствует иностранным инвесторам, особенно китайским.
Гайрат Усмонов, фермер из Хавастского района, потерял арендованные им участки в 2021 году, когда власти передали их саудовскому инвестору. После трех лет судебных разбирательств Усмонов ненадолго вернул себе контроль над землей в 2025 году, после того как инвестор отказался от участка.
Но сейчас, по его словам, местные власти снова пытаются отобрать у него землю — на этот раз предположительно для китайских инвесторов.
Усмонов утверждает, что местный хокимият обвинил его в незаконном выращивании риса, что, согласно строгим условиям его контракта, является основанием для расторжения договора аренды. Согласно узбекскому законодательству, земли сельхозназначения предоставляются в аренду на срок до 49 лет, государство может аннулировать договор за определенные нарушения, такие как неуплата арендных птатежей или нецелевое использование.
Фермер утверждает, что никогда не выращивал рис, тем не менее чиновники передали дело в суд и использовали эти претензии в качестве основания для расторжения соглашения об аренде.
«Они не изучают факты, — говорит Усмонов Узбекской службе Радио Свободная Европа/Радио Свобода (Озодлик). — Суд принимает сторону только властей».
Дело Усмонова — одно из многих появившихся после принятия в мае прошлого года в Узбекистане закона о создании региональных «дирекций».
Власти заявляют, что эта политика направлена на взыскание долгов и улучшение землепользования, однако фермеры, которые говорили с Озодликом, многие на условиях анонимности из-за опасений репрессий, считают, что она стала инструментом вытеснения сельчан с плодородных земель, которые они возделывали годами, и перепрофилирования их для сельскохозяйственных сделок с иностранцами.
Усмонов и другие фермеры в Хавастском районе говорят, что масштабная кампания началась в январе. Более десятка фермеров рассказали Озодлику, что почти половину хозяйств в районе планируется передать в государственный земельный резерв в рамках новой системы.
«Земля переходит от фермера в государственный резерв, затем в дирекцию, к инвестору, — рассказал один из фермеров Озодлику. — Но в этой цепочке никто не спрашивает, что происходит с человеком, оказавшемся в центре ситуации».
ПУТЬ ДЛЯ КИТАЙСКИХ ИНВЕСТОРОВ
Хотя фермеры в разговоре с Озодликом утверждают, что основными бенефициарами передачи земли в Сырдарьинской области выступают китайские компании, власти публично не подтвердили подобных случаев в регионе.
Однако в прошлом году Озодлик сообщал, что сельскохозяйственные угодья в нескольких районах Андижанской области на востоке Узбекистана передают китайским компаниям.
После выхода публикации передачи земель ненадолго прекратились, но фермеры говорят, что давление возобновилось после создания системы дирекций. Озодлик изучил эту систему в январе и обнаружил, что дирекции отдавали изъятые у фермеров земли в аренду китайским инвесторам.
С вступлением в силу закона о создании системы дирекций в семи регионах Узбекистана — Андижанской, Джизакской, Наманганской, Сырдарьинской, Ташкентской, Ферганской, и Кашкадарьинской — были созданы офисы, которые отвечают за надзор за землепользованием и передачу сельскохозяйственных земель в субаренду местным и иностранным инвесторам.
Большинство заинтересованных иностранных инвесторов — из Китая, который расширил свою роль в сельском хозяйстве Узбекистана за счет финансирования, инфраструктуры и передачи технологий. В 2024 году Узбекистан одобрил кредит в размере 220 миллионов долларов от Экспортно-импортного банка Китая на ирригационные проекты, реализуемые китайскими государственными компаниями, включая CITIC Construction и China CAMC Engineering.
В течение 2025 года делегации китайских агрокомпаний и региональные власти проехались по регионам на востоке и в центре Узбекистана, а в декабре группа чиновников из Сырдарьинской области побывала в Китае с целью углубления сельскохозяйственного сотрудничества.
Фермеры из Хавастского района рассказали Озодлику, что китайским инвесторам первоначально предлагали неиспользуемые или деградированные участки в этом районе, например заросшие придорожные участки или заброшенные земли бывших колхозов советской эпохи, но те отказались.
«Они требовали плодородные земли, которые уже были освоены — земли, которые наши фермеры годами возделывали, повышая плодородие, несмотря на суровые условия», — сказал один из фермеров.
Местные фермеры подсчитали, что в этом году в одном только Хавастском районе планируется передать до 17 тысяч гектаров земли, в основном в систему дирекций и в итоге — в субаренду иностранным инвесторам.
По их подсчетам, этот шаг затронет около 300 хозяйств в дополнение к более чем 10 тысячам гектаров, которые уже были изъяты с конца 2024 года по решениям судов или полученным под давлением заявлениям фермеров.
«Я ЗАБЕРУ ВСЁ»
Фермеры, у которых есть опыт взаимодействия с новыми дирекциями, утверждают, что система работает с ведома или одобрения высокопоставленных региональных чиновников, включая хокима области Эркинжона Турдимова.
Манучехр Мирзаев, пресс-секретарь Турдимова, не ответил на запросы Озодлика о комментариях по поводу изъятия сельскохозяйственных земель и обвинений фермеров в давлении на них.
Один из фермеров из Хавастского района, беседовавший с Озодликом, вспомнил встречу с областными чиновниками, после которой сельчанин, по его словам, пребывал в шоке. Фермеров вызвали рано утром и заставили ждать несколько часов прибытия Турдимова.
«Он сразу же начал угрожать людям, — рассказал фермер. — Один мужчина сказал, что должен миллиард сомов (81 330 долларов), потому что вложил средства в капельное орошение и постепенно погашает долг. Хоким заявил ему: «Ты останешься на улице. Я заберу у тебя все, даже дом»».
Фермеры говорят, что им предложили выбор: либо добровольно отдать землю — в этом случае власти пообещали, что долги будут погашены после перераспределения участков, — либо отказаться и столкнуться с арестом земли по решению суда и взысканием долгов.
По словам одного фермера, во время встречи с чиновниками у дверей дежурила полиция, чтобы не дать людям уйти. Фермеров вызывали по одному, вынуждали подписать документы.
Те, кто не захотел подписывать, быстро столкнулись с последствиями.
«На следующий день начались конфискации имущества, — сказал фермер. — Чиновники приходили в дома и забирали все — телевизоры, скот, всё что могли».
ДАВЛЕНИЕ СВЕРХУ
Районные власти утверждают, что конфискация земель оправдана огромными долгами, которые накопили фермеры.
В заявлении, опубликованном в Telegram-канале районной администрации, представители властей сообщили, что фермерские хозяйства района задолжали 40 миллиардов сумов (3,2 миллиона долларов) в качестве налогов и 128 миллиардов сумов (10 миллионов долларов) банкам, и сотни дел находятся на рассмотрении. Власти также подтвердили, что подали иски о расторжении договоров аренды как минимум со 110 фермерскими хозяйствами.
Фермеры и аналитики говорят, что в заявлении не объясняется, как образовались долги и причастны ли к этому местные власти и сельскохозяйственные объединения.
Региональные сельскохозяйственные объединения в Узбекистане в значительной степени контролируются государством и тесно связаны с местными властями.
Экономист Отабек Бакиров отмечает, что сама система сельского хозяйства загоняет фермеров в долги.
В интервью Озодлику он заявил, что во время сезона сбора урожая в 2024 и 2025 году многие фермеры «не получили полной оплаты от хлопковых и зерновых кластеров» из региональных ассоциаций, и в результате «удобрения были доставлены с опозданием или не доставлены вовсе, урожай пострадал».
«Большинство фермеров оказались в долгах», — объясняет Бакиров.
Местные власти утверждают, что выделение большего количества сельскохозяйственных земель иностранным инвесторам станет стимулом для экономики. Но реализация этих планов зачастую ведет к вытеснению сельчан из фермерских хозяйств. Людям на селе, как правило, больше негде работать.
Потеря примерно 300 хозяйств в Хавастском районе, по оценкам местных фермеров, может оставить тысячи семей без дохода.
«Фермеры уезжают, рабочие уезжают, сёла пустеют, — говорит один из местных жителей. —Миграция усиливается. Инвесторы приходят и уходят, а мы остаемся ни с чем».
По мере распространения информации о кампании давления в Хавастском районе, правительство в Ташкенте продемонстрировало признаки определенного политического противодействия.
Депутаты Либерально-демократической партии Узбекистана направили Турдимову официальный парламентский запрос с требованием дать разъяснения относительно ситуации, в которой оказались фермеры в Хавастском районе.
Ответа от хокима пока не последовало.







