Стройные ряды побегов табачного листа, уходящие в голубую даль горизонта. Парень, ловко обламывающий очередную порцию листьев. Быстрые движения рук. И словно встает перед глазами привычная картина из детства, характерная для юга страны, когда семья, укрываясь от палящих лучей солнца, сидя в тени деревьев, нанизывает листья табака.

Но звучащая вокруг казахская речь возвращает к действительности, и недоуменно вопрошаешь: что делает эта и сотня других кыргызских семей на казахских полях?

Они – трудовые мигранты. Они повсюду: на улицах,  стройках, рынках и полях.

Нехватка земельных участков, отсутствие рабочих мест, высокая плотность населения (51%) на юге Кыргызстана вынуждают многих людей переселяться в другие районы республики, за ее пределы в поисках лучшей доли. Миграционные потоки устремляются туда, где оживленная экономика: есть чем торговать, что строить и выращивать.

Для Енбекшиказахского района традиционно сложившейся отраслью является табаководство, и большая часть экономически активного населения занята в ней.

Объем производимого табака составляет порядка 6 тыс. гектаров на 12 тыс. тонн. На табачных плантациях работают минимум 18 тыс. человек. Есть здесь и кыргызстанцы.

Мамоджан, 60 лет: «Мы сами из Нооката. Я приехал сюда с семьей: братишка, наши жены, дети. Все дети у меня взрослые. Мы работаем уже несколько лет. Мы сюда приехали по договору через агентство, у нас есть все документы. У нас есть представитель агентства в Ноокате. Мы приходим к нему, обговариваем все, они дают нам документы, ставят печать, и далее показываем эти бумаги здесь. По приезду мы встали на учет, получили прописку. Все затраты оплатили поровну. Претензий у нас нет. Случаев рабства я не встречал».

Поначалу их не замечали, потом начали понимать их вынужденное положение, затем они стали раздражать, позже они превратились в проблему, а для некоторых стали источником легкой наживы.

Ишенбай, 51 год: «Я, можно сказать, чудом не попал в рабство. Друг через какого-то знакомого узнал, что есть хорошая высокооплачиваемая работа на стройке. Мы с ним приехали из Кара-Балты. Но когда нам сказали, что нас повезут далеко от города, и просили сдать документы, я понял, что что-то тут нечисто. Под предлогом, что нам надо забрать вещи, мы с другом уехали обратно. Я часто слышал различные истории. Я не хочу быть, как те бедолаги, которые попадаются на удочку аферистов».

Незаконная трудовая миграция  стала хорошим бизнесом. Фирмы-однодневки обманным путем, суля большие заработки и «райские» условия, вывозили и продолжают вывозить  огромное количество людей, а затем скрываются. Люди самотеком начинают искать себе применение, автоматически попадая в ряды нелегальных мигрантов.

Канатбек, 24 года: «Находиться на учете более спокойно, так как не будешь бояться. Без регистрации приходится убегать от милиции. С разрешительными документами гораздо проще: на таможне, в пути могут задержать. Я в прошлом году попался на удочку аферистов, которые пообещали провезти меня через границу нелегально. В результате на таможне мне пришлось заплатить 10 тысяч тенге. А теперь, находясь легально, я не боюсь милиции, могу без опаски ходить по улицам».

Незаконные мигранты – это и пополнение преступных группировок, и попрошайничество, и мигрирующие вслед за носителями болезни, и значительные материальные потери государства. Одной из важных задач на сегодня является преломление ситуации во избежание такого явления, как незаконная трудовая миграция.

Айнура, 47 лет: «Я торгую на базаре. Здесь много наших граждан. Кто-то уже оформил себе казахское гражданство. Мои дети уже лучше говорят на казахском, чем на своем родном языке. У меня остались родители в Джалал-Абаде. Я помогаю им. Работа здесь дает мне достаточно средств, чтобы содержать свою семью и помогать родным».

Слушая рассказы наших соотечественников о пусть небольшой, но все же прибыли и глядя на условия их жизни вдали от родного дома, испытываешь двоякие чувства. В надежде пополнить свой семейный бюджет им приходится  нести на себе тавро трудового мигранта.

Благо, что за последние годы систему найма и трудоустройства наших граждан потихоньку стали отшлифовывать. Но проблема еще остается. И решать ее нужно в цивилизованном сотрудничестве с каждой стороны. А еще лучше – стараться удержать не только утечку мозгов, но и утечку мускулов, очень нужных и родной стране.

Все, с кем я говорила, были едины в одном. Если бы люди у нас были обеспечены работой, то и не пришлось бы ехать за «счастьем» так далеко, пополняя ряды дешевой наемной силы.

Если вы или ваши знакомые решатся отправиться за лучшей долей, напомните себе и им о тех рисках, которые могут быть. В случае появления сомнений в законности деятельности того или иного агентства по трудоустройству за рубежом звоните на горячую линию Госмиграционной службы «189».

Поделиться