Эльмира Ибраимова: Почему Кыргызстан беден?

Автор -
4381

Экс-председатель Счетной палаты проанализировала эффективность государственных институтов в управлении финансами.

В ходе круглого стола, где эксперты рассуждали о том, как новому правительству решить ключевые проблемы экономики Кыргызстана, Ибраимова отметила, что в настоящее время понимание роли государственных институтов в обеспечении доходов государства заключается лишь в том, чтобы только собирать налоги и сборы. При этом забота о развитии экономической базы госдоходов не осуществляется, или не является приоритетом, и реализуется лишь для формальности в отрыве от работы фискальных органов и агентств, управляющими госактивами.

Она выделила ряд проблем, которые мешают развитию экономики страны. Среди них – отсутствие устойчивости института собственности, нездоровая конкурентная среда, отсутствие реальной защиты инвестиций и бизнеса, заивисмость от внешних источников финансирования, избыточность системы государственного управления при ограниченных возможностях бюджета, избыточность взятых социальных обязательств (не по размерам, а по целевой направленности) при ограниченных возможностях бюджета, что вызвано недостаточной работой правительства в определении целевых групп получателей помощи.

«Начиная с 1992 года по сегодняшний день подписаны кредитные или грантовые соглашения с международными финансовыми институтами и странами-донорами на сумму более 7,5 млрд. долларов. Вместе с тем, до сих пор не проведен анализ эффективности использования всей внешней финансовой помощи за этот период. Можно выделить несколько недостатков и проблем в реализации инвестиционных проектов – это отсутствие стратегии по привлечению внешней помощи с целями, задачами, приоритетами, мерами и механизмами реализации, ожидаемым социально-экономическим эффектом и так далее, отсутствие контроля со стороны Минфина и государственных органов за эффективным использованием кредитных и грантовых средств на поддержку бюджета, слабая проработка проектов на стадии их подготовки, слабое качество планирования проектов ПГИ, программных кредитов и грантов на поддержку бюджета и их исполнение», – отметила Ибраимова.

Экс-глава Счетной палаты также остановилась на проблемах в сфере здравоохранения, образования и обеспечения безопасности населения. Она также выразила свое мнение относительно развития внешней политики.

«Гипотетически существуют разные варианты реализации внешней политики страны. Например, балансирование между мировыми державами и региональными лидерами. В нашей ситуации – это почти невыполнимая задача, учитывая текущую геополитическую ситуацию.  Выбор вектора на КНР. Этот вариант непривлекателен, учитывая риск экономического и демографического поглощения, не говоря об остальных рисках. Конечно, при этом необходимо и дальше развивать динамичное двустороннее экономическое сотрудничество, не в ущерб общей внешней политике нашего государства. Совсем фантастически выглядят варианты интеграции в глобальные экономические объединения, например, в АТЭС. Радикализация, вызванная большим количеством наших соотечественников, находящихся в Сирии, сложной ситуацией в Афганистане, что является самым страшным потенциальным сценарием для Кыргызстана. На мой взгляд, наиболее реалистичным вариантом, от которого страна может извлечь максимум пользы – это углубление сотрудничества в рамках ЕАЭС. Путем реализации всех потенциальных возможностей интеграции возможно получение доступа к внешним ресурсам и технологиям. Конечно, текущий глобальный экономический кризис, особенно негативно отразившийся на наших партнерах по ЕАЭС, значительно сузил возможный потенциал интеграционного объединения. Но вектор внешней политики должен быть последовательным, и тогда он может принести реальные плоды для нашей страны. Также во многом сейчас КР не может воспользоваться плодами интеграции вследствие бездействия госорганов по подготовке экономики к условиям функционирования в ЕАЭС», – считает Ибраимова.

Она добавила, что формирование и реализация экономической политики осуществляются государственными институтами, эффективность деятельности которых во многом определяется качеством кадрового состава, подчеркнув, что зачастую политическая конъюнктура определяет использование государственных ресурсов для удовлетворения интересов узких групп, а не в интересах страны и народа. Кадровые назначения управленческого звена политизированы для укрепления позиций групп, а не системы управления в целом.

Эльмира Ибраимова рекомендует работа над законодательством, чтобы прописать четкие правила игры в экономике и четкие санкции за их нарушения, реформировать судебную систему и повысить экономическую квалификацию судей в вопросе защиты частной собственности, проработать вопрос целесообразности приватизации неэффективных государственных компаний, в аграрном секторе разработать стимулы для кооперации крестьянских хозяйств, разработать стратегию по привлечению внешней финансовой помощи, провести оценку по устойчивому воздействию кредитного портфеля на развитие страны, и в дальнейшем осуществлять ее на ежегодной основе.

Она отметила, что правительство должно очень внимательно следить за тем, на какие цели берет долги и в какую сферу жизнедеятельности они используются.

Для улучшения положения в социальной сфере Ибраимова советует остановить тенденцию «взращивания» третьего поколения бедного населения, сосредоточив бюджетные расходы государства на социальной защите детей из бедных семей, не трудоспособных гражданах страны, их образовании и здравоохранении.

«Нужно перестать финансировать из бюджета страны «социальную защиту» богатых граждан. Нужно честно признать, что, к сожалению, в условиях кризиса мы не можем продолжать действующую порочную практику. Необходимо развивать активные программы занятости, возможно, передав их в аутсорсинг. Программы обучения и переобучения взрослых могут осуществлять и более качественно негосударственные организации или бизнес структуры. Программы государственного микрокредитования могут вести финансовые институты, а не государственные органы, не имеющие соответствующий потенциал! Реформа системы занятости и труда назрела. Промедления в этом вопросе не может быть», – отметила экс-председатель Счетной палаты.

Она также рассказала о необходимых изменениях в здравоохранении, образовании, системе инфраструктуры и сфере энергетики.

Поделиться