Сегодня в парламенте должно было проясниться: насколько далеко готов зайти Кыргызстан в войне с Centerra Gold. Правительство собиралось отчитаться по итогам трехмесячных переговоров с канадцами, но не отчиталось. Премьер-министр Сатыбалдиев пожаловался депутатам на малый отведенный срок для переговоров, сообщил, что стороны остались при своих позициях, но ищут взаимоприемлемое решение, и пообещал парламенту подвести все итоги в конце мая. В этих словах можно разглядеть всякое: и то, что переговоры зашли в тупик, и то, что Кыргызстан прошел жаркую, политическую стадию этих переговоров, и теперь в спокойном, рабочем режиме ищет приемлемого компромисса. Тем более, что за кыргызско-канадской битвой внимательно наблюдают инвесторы: нынешние и будущие.
Плохо…плохо…еще хуже
Как известно, в феврале парламент потребовал от правительства пересмотреть условия соглашений с канадцами, в частности, «несправедливого» и «грабительского» соглашения от 2009 года, а также попросить у них достойного возмещения экологического ущерба. В противном случае, Кыргызстан, представленный в Centerra Gold 33 % акций, обещает пойти на одностороннюю денонсацию соглашения.
Ход и подробности переговоров, естественно, скрыты от общественности – так принято. И ситуацию в предшествующие недели можно было бы назвать затишьем перед бурей, если бы не раскаты, сопровождаемые молниями, которые в последние дни освещали идущие переговоры нехорошим светом. Здесь и известный провал аукциона по Джерую, и четырехкратное падение стоимости пакета акций Кыргызстана в Центерре, и неуклонное снижение мировых цен на золото, отмеченное с января этого года, волнующее обе стороны, и многое другое.
Недавнюю неудачу с Джеруйским золоторудным месторождением правительство объяснило завышенной, в $300 млн., стартовой ценой объекта. В то же время, многие эксперты, и что хуже всего для Кыргызстана – золотодобывающие компании, ясно дали понять, что речь тут не о Джеруе, а о Кумторе.
Гендиректор российской золотодобывающей компании «Nordgold» Николай Зеленский, объясняя «Коммерсанту», почему его компания, наряду с другими российскими, не участвует в аукционе по Джерую, заявил, что «мы видим, что происходит в Киргизии с канадской Centerra Gold. Никому не хочется быть руководителем компании, у которой 70 % времени уходит не на работу, а на то, чтобы защищать свое право собственности на актив».
При этом многие отмечают возросшую жесткость правительства в отношениях с Центеррой. Если в прошлые годы (а политическая история Кыргызстана – это, во-многом, история выбивания из канадских инвесторов всевозможных уступок и компромиссов) все споры не выходили за пределы страны – помощь в переговорах правительству обеспечивали кыргызстанские эксперты и юристы, — то в этот раз, на нынешних переговорах по реструктуризации проекта, Бишкек был настроен по-боевому. Помимо многочисленных угроз «разорвать соглашение», об этом свидетельствует и недавнее привлечение Кыргызстаном для защиты интересов компании DLA Piper P., которая входит в десятку крупнейших юридических фирм в мире. Как гласит русскоязычный сайт компании, она имеет неплохой опыт «участия в международных арбитражных разбирательствах, проводимых в соответствии со всеми основными институциональными правилами и регламентами».
Юристы DLA Piper P. уже сопровождали зампредседателя правления OAO «Kыргызалтын» Кылычбека Шакирова в его поездке в Торонто, где 10 мая он участвовал от Кыргызстана на годовом собрании акционеров Centerra Gold Inc., о чем сам Кылычбек Шакиров счел нужным сообщить в своей речи перед акционерами.
Centerra Gold Inc., в свою очередь, наняла финансового консультанта Cormark Securities для представления своих интересов на переговорах. Консультанты обеих компаний уже находятся в Бишкеке, и очевидно, что в эти дни, в кыргызстанской столице проходят увлекательные битвы в духе юридических триллеров Джона Гришэма.
Стоимость контракта с DLA Piper P. правительством не оглашается, но всем понятно, что она будет немалой для очень небогатого Кыргызстана, тем более что DLA Piper P. недавно подозревали в практике завышения счетов своим клиентам, — об этом писала «Нью-Йорк Таймс».
Тем не менее, в правительстве, и конкретно министр экономики Темир Сариев, пообещали «не жалеть сил и средств» в случае, если дело дойдет до международного арбитража.
Лечь, суд прошел
Все это может намекать на то, что Кыргызстан, в отличие от популистских игр прошлых лет, всерьез думает о денонсации соглашения с Центеррой и судебных тяжбах. При этом в Бишкеке хорошо понимают ответственность этого шага. В правительстве и парламенте не раз говорилось о нежелательности международных судебных разбирательств, в результате которых Кыргызстан рискует выплатить астрономическую сумму компенсаций многочисленным акционерам Центерры.
Список же акционеров Centerra Golg Inc. и их качественный состав достаточно серьезный. По данным финансовых веб-ресурсов, акционерами Centerra Gold Inc помимо Кыргызстана являются следующие международные компании: Capital Group International Inc (9,99 %), M&G Investment Management Ltd (7,63 %), Blackrock Financial Management, Inc (3 %), AXA Life Europe (2,34 %), USAA Asset Management Company (2,01 %), Franklin Advisers, Inc (1,60 %), Fidelity Investments Canada ULC (1,03 %), Mackenzie Financial Corporation (1,23 %), Capital International Research & Management Inc (0,99 %).
«Если каждый из акционеров, с учетом упущенной выгоды через международные арбитражи, потребует многомиллионные компенсации и возврата капиталовложений, страна рухнет, и ее можно будет брать голыми руками», — сказал K—News генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток – Запад» Дмитрий Орлов
Эксперты уверены, что если Кыргызстан решится на такой беспрецедентный для себя шаг, то на заметке у Бишкека, как минимум, должен быть кто-то, кто может заменить канадцев. В этой связи в республике все настойчивее говорят о китайском следе.
«Тот, кто может заменить «Кумтор» на добыче золота одноименного месторождения, должен, во-первых, уметь работать в условиях политической и экономической нестабильности, во-вторых, должен иметь очень много «длинных денег», а в-третьих – уметь ждать. В полной мере всеми тремя качествами обладает только Китай», — говорит Дмитрий Орлов.
Китайскую версию поддерживает и международный эксперт по транспортным вопросам Кубат Рахимов.
«Прямого следа \китайского\ вы не увидите. Это тонкая многоходовая игра, — сказал он K—News. – Но основной косвенный след — это персоны, стоящие за кризисом. В первую очередь, это г-н Сариев. Меня очень смутил его вояж в Гонконг, получение премии страны года в горнодобывающей отрасли и куча всяких почестей с китайской стороны, о большинстве которых можно было только догадываться».
«Китай жестко гребет под себя три вида ресурсов по всему миру: углеводороды, ураново-редкоземельные и золоторудные. А тут все под боком, – отмечает Кубат Рахимов. –Разведанное в советские годы и распаханное канадцами поле. Стоимость акций сейчас ниже плинтуса. Исторический минимум. Не исключаю, что ряд основных инвесторов (это американские инвестиционные фонды) дрогнут и начнут фиксировать убытки через продажу пакетов акций по низкой цене. Ну и основной сценарий — китайские компании берут на себя все издержки по судам и др., взамен обещая «горы злата» за реальное золото».
«Вояж в Гонконг», о котором упоминал г-н Рахимов – состоявшаяся в марте этого года поездка министра экономики Кыргызстана Темира Сариева в Гонконг для участия в конференции по инвестициям в горнодобывающей отрасли «Mines and Money Hong Kong»», которая называется одной из главных площадок в области привлечения глобальных инвестиций в сферу недропользования.
Официальный сайт конференции, помимо прочего, утверждает, что ее участники «встречаются с инвесторами из Гонконга и материкового Китая».
Состоялись ли подобные встречи у Темира Сариева, неизвестно. Пресс-служба его ведомства по итогам визита ограничилась сообщением, что «министр провел двусторонние встречи с представителями крупнейших инвестиционных компаний, таких как «Восточный покровитель», «Прайс вотерхаус куперс», «APAC» и др».
Зато в Гонконге Кыргызстан, неожиданного для многих, был награжден премией «Горнодобывающая страна года», что сильно смутило кыргызские СМИ, которые хорошо знают о критической массе скандалов и коррупционных проявлений в этой сфере Кыргызстана. Характерно, что комментируя мартовский успех Кыргызстана, министр Сариев показал, что и в Гонконге он не забывал о Центерре.
«Многие участники спрашивали о наших планах и реформах, и очень поддержали нас, поняли, подчеркнули правильность и законность наших требований. Они были удивлены тем, что мы не хотим национализировать объект, потому как думали, что все идет к этому. Мы все объяснили им. Даже несмотря на то, что одним из главных организаторов конференции выступала Центерра, мы сумели победить в важной номинации», — сказал Т.Сариев .
Интересно, что Темир Сариев — и один из адептов спорного проекта, вокруг которого в Кыргызстане ведутся непростые дискуссии — строительства железной дороги из Китая в Кыргызстан. И он доказывает ее необходимость в самых сильных выражениях. «Железная дорога Китай — Киргизия — Узбекистан нужна нам как воздух», — заявил он год назад в парламенте. «Если нам сейчас нечего экспортировать, то лет через пять нам будет что предложить для поставок за рубеж», — пообещал депутатам министр, не уточнив о каких поставках идет речь.
Является ли г-н Сариев поклонником золотодобывающего Китая – вопрос спорный и недоказуемый. Более важен факт, что Китай в последние годы, и в самом деле предпринимает масштабные, часто агрессивные попытки выхода на зарубежный рынок золотых месторождений. «Ищущий золото Китай» пришел в движение, а значит, многим придется посторониться.
Великая Золотая стена
Интересно, что старт нынешней антиканадской кампании под названием «пересмотр или смерть» (ее, как известно, начал в начале 2012 года депутат Садыр Жапаров, впервые заявивший о необходимости денонсации соглашения) пришелся на время наивысшего оживления Китая в области импорта золота. Накануне, в сентябре 2011 года, Китай импортировал 56,9 тонны золота. Это было шестикратное увеличение по сравнению с 2010 годом.
Причины возросшего в 2011 году импорта — золотодобывающие компании Китая с некоторого времени уже не могут производить достаточно золота для удовлетворения растущего спроса на него: сырьевая база Китая достаточно близка к исчерпанию.
По мнению экспертов российского ресурсаTopwar — это делается и на случай резкого обострения международной экономической и политической обстановки – внешней или внутренней. Например, если мир в результате глобального валютного коллапса окажется без привычных резервных валют вроде доллара США или евро, золото превратится в «чрезвычайные деньги». Отсюда возросшая активность Китая по скупке золоторудных месторождений по всему миру. Крупнейший производитель золота в Китае горнорудная компания China Gold Group заявила, что намерена участвовать в зарубежных сделках по покупке дополнительных месторождений золота и сотрудничать с другими компаниями по разработке золоторудных месторождений по всему миру.
Примечательно, что есть одна страна, откуда китайцы не так давно, осенью прошлого года, потеснили канадцев. Это Венесуэла.
Правительство этой страны и китайская компания China International Trust and Investment Corp. заключили соглашение о совместной разработке одного из крупнейших латиноамериканских золотых приисков Лас-Кристинас. До этого золото здесь разрабатывала канадская компания. В итоге, власти Венесуэлы приняли решение канадцев заменить китайцами. Большую активность китайские инвесторы проявляют в Австралии, на Аляске, в Африке, в СНГ – в том же Таджикистане.
Нет никаких сомнений и в том, что они, как минимум с большим интересом наблюдают и за кризисом вокруг «канадского» Кумтора. И, возможно, готовы подхватить «падающее знамя».
«Не исключен сценарий, при котором правительство заложит свой пакет акций китайским банкам – говорит эксперт Кубат Рахимов. – И уже те дадут кредит на выплату штрафов. В итоге станут собственниками пакета. Возможно, что позже, уже в период судебных разбирательств, всплывет китайский «благодетель», который выкупит на бирже часть акций по самой минимальной стоимости и профинансирует возможные штрафы под залог госпакета акций и т.д. В результате «Кумтор» станет китайским предприятием».
Как бы то ни было, «китайский сценарий» развития ситуации – один из самых нежелательных для Кыргызстана, убеждены эксперты. Ибо в этом случае в дело вступает геополитика. Иными словами, давя на канадцев, чтобы запустить на Кумтор «неканадцев», Бишкек рискует рассориться с большинством сопредельных стран и «государствами — друзьями».
Кыргызстан vs остальной мир
Можно не сомневаться, что вариант, при котором кыргызские канадцы повторят судьбу венесуэльских, не понравится никому кроме Китая. Особые отношения между, скажем, США и Пекином известны. Но в не меньшей степени это вызовет настороженность и у России, ибо Венесуэла далеко, а Центральная Азия – вот она. Между тем, российские эксперты и востоковеды давно говорят о возможном столкновении в регионе интересов России и Китая.
«Растущая китайская и начавшая восстанавливаться российская экономика в перспективе будут еще более остро нуждаться в ресурсах, в первую очередь в энергоносителях и цветных металлах, которыми особенно богата Центральная Азия. В этой связи нельзя исключить возможность соперничества между Москвой и Пекином за влияние на этом геополитическом пространстве. В результате может быть поставлена под угрозу стабильность в регионе, что в свою очередь также крайне негативно повлияет на безопасность как России, так и Китая», — отмечают, в частности, аналитикиВладимир Парамонов и Алексей Строков, проекта «Центральная Азия».
Здесь можно вспомнить, что, помимо золота, Кыргызстан располагает ресурсом куда более значимым – гидроэнергетикой, которую Россия давно собирается активно осваивать в Кыргызстане в рамках двустороннего, амбициозного проекта, вкладывая огромные инвестиции. При этом известно, что Китай, особенно его приграничные регионы, испытывает острую нехватку электроэнергии. «В конце концов, свято место пусто не бывает. С ОАО «Русгидро» переговоры на этот счет ведутся уже несколько лет, и если туда не придут россияне, то их место займут китайцы…», — заявил агентству «Фергана»ведущий специалист лаборатории гидроэнергетики Института водных проблем и гидроэнергетики НАН Кыргызстана Владимир Липкин.
Не стоит и сомневаться, что в Москве, мягко говоря, очень настороженно воспримут «китаизацию» Кумтора, держа в уме возможную в будущем китаизацию российско-кыргызского инвестиционного гидропроекта на реке Нарын, зная жесткость и хладнокровие своего союзника.
Кто не спрятался, тот и виноват
Между тем, переговоры между правительством Кыргызстана и Центеррой затягиваются, и как уже указывалось, это может означать разное.
Накануне, премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев объяснил «Азаттыку», что «сейчас они \консультанты\ работают. Начинается второй раунд переговоров. Консультанты обеих сторон просят дать им 60 дней. За это время мы сделаем предложение, устраивающее обе стороны. Некоторые могут сказать, что я защищаю канадцев, но для правительства важно, чтобы Кумтор работал стабильно».
Возможно, в правительстве, столкнувшись с позицией Центерры – «все соглашения заключались законно и были ратифицированы парламентом», и, чувствуя шаткость своих позиций (ибо международный арбитраж неохотно принимает аргументы в виде «те соглашения заключались при преступных режимах»), пытаются пригасить огонь. Возможно потому, что кабинет министров не хочет быть единственно виноватым в возможных катастрофических последствиях войны с Центеррой.
Во всяком случае, наиболее прозорливые депутаты, бывшие и нынешние, уже говорят о том, что-де не надо вешать только на парламент вину за кризис вокруг Кумтора.
Лидер фракции «Ата-Журт» Мыктыбек Абдылдаев на днях на заседании Национального совета по устойчивому развитию заявил, что «было высказано много критики в адрес Жогорку Кенеша, сказали, что парламент виноват в проблеме с Кумтором, но мы обсуждали проект решения, который предложила государственная комиссия, в ее главе был член правительства. Многие предложения были инициативой этой комиссии, в том числе и денонсация соглашения».
Ранее, экс-депутат, экс-министр финансов Акылбек Джапаров говорил примерно то же самое.
«В Жогорку Кенеше есть оппозиция и очень много здравомыслящих людей, которые болеют за государство, — сказал он. — Кыргызстан — самый крупный акционер в Centerra Gold. Это публичная компания, поэтому ее проблемы надо рассматривать отдельно от управления проектом «Кумтор» в Кыргызстане. К сожалению, действующая комиссия по «Кумтору» не была полноценно государственной, а всего лишь, по сути, правительственной».
Не исключено также, что, гипотетическое пока, смягчение позиций правительства — плод консультаций с юристами DLA Piper P., посоветовавшие клиенту то самое загадочное предложение «устраивающее обе стороны» — конец мая это покажет.