Бакыт Торобаев: «Мы все должны знать, чего хотим»

Кыргызстан уже год является парламентской республикой. За это время было много критики и в то же время надежд на новую жизнь по новой системе. Одни считают, что лучше жилось под руководством одного президента, другие, что 120 народных избранников – лучшее решение для страны. Единого мнения нет.

На минувшей неделе депутаты ушли на летние каникулы, подведя итоги первой сессии парламента. В интервью KNews вице-спикер Бакыт Торобаев (Республика) рассказал о первом опыте работы парламента по новой системе. 

Бакыт Эргешевич, вы как депутат прошлого созыва, когда у парламента не было столь широких полномочий, видите разницу с нынешней работой Жогорку Кенеша?

Разница конечно есть. Во-первых, произведен ряд реформ. Судебная власть передана самим судьям, чего не было раньше, когда президент сам формировал и курировал эту ветвь власти. Члены Совета по отбору судей теперь отбираются парламентом и Советом судей. Проведена реформа в Счетной палате — кандидатуры аудиторов стали выдвигаться парламентской коалицией, оппозицией и президентом. Реформы проводятся и в системе местного самоуправления — депутатам дали больше полномочий, в том числе право избирать руководителей своего региона.

По парламентской системе мы живем только первый год и начинаем понимать, как надо работать.

Какие недостатки парламентской системы Вы можете отметить?

Жогорку Кенеш никак не может сгруппироваться с другими ветвями власти и работать по одной концепции. Нам следует найти точки соприкосновения и выработать дальнейшие программы для развития страны. В своем недавнем визите в парламент президент раскритиковала нас – депутатов – за то, что мы «не работаем». Я не согласен ее мнением. Мы сделали все, чтобы в этом году состоялись президентские выборы. Для этого был принят ряд законопроектов, избран новый состав Центральной избирательной комиссии.

В СМИ много обсуждали частое отсутствие народных избранников на пленарных заседаниях. А как работали депутаты в прошлом созыве, и есть ли разница в активности работы по сравнению с нынешним составом?

У меня, к сожалению, нет итогов регистрации прошлого созыва, и сказать точно о посещаемости не смогу. Как предполагается парламентской системой, все законопроекты обсуждаются на заседаниях Комитетов и фракций, а на пленарном заседании идет только процесс голосования. Так работают и парламент Монголии, Эстонии.

У нас также, по доверенности, депутаты могут передавать свои голоса в случае своего отсутствия. Как правило, в документе не указывается их мнение о законопроекте, но мы должны достигнуть того, чтобы в доверенности прописывались мнения и варианты голосования. Например, отсутствующий парламентарий указывает в  доверенности, что по данному законопроекту он проголосовал бы «за», а по постановлению «против». Думаю, так будет правильно.

Осенью начнется новая сессия парламента. С чего следует начать работу?

Считаю, что парламент, правительство и президент должны выработать социально-экономическую стратегию развития страны. Мы должны работать по единой программе. Все вместе должны четко знать, чего хотим.

Поделиться