Обращение Совета судей КР к властям Кыргызстана

Автор -

    Президенту Кыргызской Республики Отунбаевой Р.И.
    Спикеру Жогорку Кенеша Кыргызской  Республики Кельдибекову А.К.
    Премьер-министру Кыргызской Республики Атамбаеву А.Ш.
    Председателю Совета по отбору судей Кыргызской  Республики Майчиеву Ш.Ю.

     

    Совет судей Кыргызской Республики, как орган судейского самоуправления, призванный защищать права и интересы судей Кыргызской Республики,  обращается к Вам с требованием обеспечить соблюдение конституционных гарантий независимости и неприкосновенности судебной ветви власти.

    Судейское сообщество, полностью соглашаясь с тем, что необходимо проведение  реформы в судебной системе, внесение коренных изменений в сфере осуществления подбора судей, для реабилитации судей в глазах общественности, как орган правосудия, считает необходимым отметить то, что поставленная цель не будет достигнута без обеспечения в государстве гарантии независимости и неприкосновенности судей.

    Стандарты обеспечения независимости судей были установлены в Основных принципах независимости судебной власти, принятых Седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями  26 августа – 6 сентября 1985 года, одобрены резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года. Процедуры эффективного осуществления Основных принципов независимости судебных органов  утверждены резолюцией Экономического и Социального Совета ООН 1989/60 .

    В первом пункте указанных Принципов предусмотрено, что независимость судебных органов гарантируется государством и закрепляется в конституции или законах страны. Все государственные органы и другие учреждения обязаны уважать  и соблюдать независимость судебных органов.

    Согласно международным нормам права, полномочия судей могут быть прекращены только при выходе на пенсию, установлении неспособности судьи выполнять свои обязанности, а также при выявлении небезупречности поведения судьи.

    В Основных принципах предусмотрено, что срок полномочий судей, их независимость должны надлежащим образом гарантироваться законом.  В пункте 12 Основных принципов также установлено, что судьи, назначаемые или выборные, имеют гарантированный срок полномочий до обязательного выхода на пенсию или истечения срока полномочий, где таковой установлен.

    Кыргызская Республика, как член ООН, полностью включила рекомендованные ООН принципы независимости судебных органов в Конституцию Кыргызской Республики, конституционные законы и другие законы, регулирующие деятельность судей и судов. 

    Согласно статье 95 Конституции Кыргызской Республики, полномочие судьи прекращается  в случае, смерти судьи; объявления его умершим или безвестно отсутствующим, признания недееспособным,  утраты гражданства, выхода из гражданства либо приобретения гражданства другого государства.  В отсутствие указанных оснований, судьи всех судов Кыргызской Республики  занимают свои должности  и сохраняют свои полномочия  до тех пор, пока их поведение является безупречным. Эти же принципы заложены в нормах Закона Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики». В статье 13 этого Закона предусмотрено, что судьи всех судов Кыргызской Республики несменяемы. Они занимают свои должности и сохраняют свои полномочия в пределах конституционного срока.

    Каких-либо других оснований для прекращения полномочий судьи Конституция Кыргызской Республики и конституционные законы  не предусматривают.

    Вместе с тем, в целях реализации пункта 8 статьи 1 Закона Кыргызской Республики «О введении в действие Конституции Кыргызской Республики», в настоящее время проводится отбор судей в Верховный суд Кыргызской Республики с объявлением вакантными всех 35 мест на должности судей Верховного суда Кыргызской Республики, что является прямым нарушением норм, как международного права, так и норм национального законодательства. 

    Пункт 4 статьи 15 Конституционного закона КР «О статусе судей Кыргызской Республики» гласит, что Совет по отбору судей объявляет конкурс на замещение освобождаемой и вакантной должности судьи Верховного суда, Конституционной палаты.  Из этой нормы вытекает, что указанные должности могут быть высвобождены только в случаях: 1) достижения предельного возраста судьи Верховного суда, конституционной палаты Верховного суда; 2) досрочного прекращения полномочий судьи Верховного суда, конституционной палаты Верховного суда, досрочного освобождения его от должности.

    На момент объявления вакантными 35 мест на должности судей Верховного суда Кыргызской Республики в отношении действующих судей Верховного суда Кыргызской Республики Жогорку Кенешем Кыргызской Республики не рассматривался вопрос об освобождении их по основаниям, предусмотренным вступившей в действие Конституцией Кыргызской Республики, а также по основаниям, указанным в  Конституционном законе КР «О статусе судей Кыргызской Республики». 

    Таким образом, судейское сообщество считает, что реализация части 8 статьи 1 Закона КР «О введении в действие Конституции Кыргызской Республики» в отношении судей Верховного суда Кыргызской Республики осуществляется не в правовом русле. Следующим этапом будет объявление вакантными 447 должностей судей местных судов, несмотря на то, что они являются действующими судьями с разными сроками полномочий.

    Выборы и назначения, как новых судей, так и судей, чьи сроки полномочий истекли, изначально должны проводиться в соответствии с ныне действующей Конституцией, в порядке и в сроки установленные конституционными законами, чтобы в последующем не поднимался вопрос о легитимности принятых ими  судебных актов.  

    То, что в части 8 статьи 1 Закона КР «О введении в действие Конституции Кыргызской Республики» указано о том, что судьи Верховного суда и местных судов  сохраняют свои полномочия до избрания и назначения новых судей в соответствии с новой Конституцией не должно трактоваться как самостоятельное основание для прекращения полномочий действующих судей судебной системы Кыргызской Республики, так как это создает опасный прецедент, создающий возможность формирования судейского корпуса в угоду чьих-либо интересов. Конституция и конституционные законы имеют более высокую юридическую силу, в сравнении с другими законами.

    Проведение отбора судей с нарушением норм права ставит под сомнение в настоящее время легитимность судебных актов, принятых ныне действующими судьями, а также  в последующем судебных актов судей, избранных или назначенных, на места тех, чьи места объявлены  вакантными неправомерно. 

    Учитывая актуальность скорейшего разрешения в правовом русле сложившихся обстоятельств, Совет судей требует проводить отбор строго в рамках действующего законодательства.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Поделиться