«Одной рукой либерализируем, другой – огосударствляем»

Автор -

Начну с того, что полностью поддерживаю инициативу министра экономического развития Учкунбека Ташбаева о либерализации экономики и упразднения значительной части государственных услуг и лицензий. Я уверен, что результаты новой политики не заставят себя ждать. Между тем, пока с одной стороны идет либерализация, с другой – мы опять проваливаемся в огосударствление. Приведу несколько неудачных, на мой взгляд, примеров новых государственных компаний, создание которых было предложено некоторыми высокопоставленными лицами и министерством экономического регулирования в Среднесрочной программе развития на 2012-2014 годы.

Государственная ипотечная компания

Для реализации проекта «Доступное жилье» государство хочет создать  ипотечную компанию, при этом забывая, что госипотеку могут позволить себе только страны с развитой экономикой, где есть свободные деньги, которые можно инвестировать на длительный срок. В Кыргызстане дефицит бюджета составляет 21 миллиард сомов. Самым важным сейчас, по логике, было бы сосредоточиться на действиях, от которых будет быстрая отдача в экономике: например, на развитие малого и среднего предпринимательства.

Сам механизм реализации ипотеки тоже неясен: правительство собирается заложить акции «Centerra Gold» и на вырученные средства открыть ипотеку. Это такое же неэффективное вложение денег, как если бы я заложил машину в ломбард и на эти деньги купил своему бедному родственнику квартиру. Как бы остро не стояла проблема жилья, мы не можем себе позволить кредитные деньги пускать на ипотеку, тем самым замораживая их.

Банк развития

Банк развития стал необходим для администрирования ипотечной программы (см. выше). Притом, что в Кыргызстане уже есть несколько частных банков с опытом работы в ипотечном кредитовании. Почему бы не передать администрирование им? Ничего страшного, если инновационные проекты будут осуществляться через негосударственные банки. Зачем открывать для этого еще одно госпредприятие, которое нужно будет содержать. А мы, как вы помните, боремся с раздутым госаппаратом. На администрирование одного кредита у частных банков будет меньше усилий, чем это сделает госбанк, потому что у них есть опыт, компетенция и развитая инфраструктура.

Я считаю, что с появлением такого Банка развития, страна еще сильнее скатится в бюрократическую пропасть, когда кредиты будут выдаваться только по личному знакомству или за взятки.

Государственная страховая компания

Министерство чрезвычайных ситуаций инициировало обязательное страхование жилья в связи с тем, что государство очень много средств тратит на восстановление домов после землетрясений, селей и других природных катаклизмов. Я считаю, что нелогично делать это по всей республике. Правильнее было бы выявить зоны, где риск природных катастроф выше. Например, в Бишкеке сход селей минимален, а многоквартирные дома построены с учетом ГОСТов и выдержат до 7-8 баллов по шкале Рихтера, в отличие от южных областей, где риск оползней, селей и землетрясений выше, так почему и там, и там граждане должны платить за страхование жилья одинаково?

Гораздо выше риск от автомобильных аварий, нежели от природных катаклизмов. Может быть, стоит ввести обязательное страхование автомобилей и отменить техосмотр, потому что страховая сумма будет напрямую зависеть от возраста автомобиля: чем старее и ненадежнее твоя машина, тем больше будет страховой взнос, и наоборот. В любом случае, гораздо эффективнее страхование может проводиться через уже существующие частные страховые компании.

Государственная паспортная компания

Первый вице-премьер-министр Омурбек Бабанов предложил открыть государственное предприятие по производству паспортов. По его словам, на это потребуется около 100 миллионов сомов. ОсОО «Интел-Линкс», производитель-монополист кыргызстанских паспортов, не оправдал надежд как общественности, так и государства. «Дорогие расценки», «социальная несправедливость», «частная компания заработала на нас с вами баснословные деньги» и многое другое звучит в СМИ. Проблема в модели государственно-частного партнерства? Думаю, нет.

Сама модель, когда государство нанимает частную типографию для обеспечения своих нужд, неплоха. Проблема, на мой взгляд, в неотлаженных бизнес-процессах, в «мертвых зонах» ответственности, в надзоре и политике ценообразования, безответственности подрядчика, халатности заказчика и отсутствии конкуренции. Открытие государственной компании по производству паспортов может привести к очередям, непрозрачности, к дополнительной волоките, как и было раньше. Если одно частное предприятие не справляется со своими обязанностями, необходимо подключать минимум 2 других. Ничто так не стимулирует эффективность, как конкуренция.    

Государственный сотовый оператор

В 2011 году Министерство государственного имущества объявило о создании нового сотового оператора «КыргызМобайлКомпани», 51 % акций которого продаются по стартовой цене в 92 миллиона сомов. Остальные 49 % государство хочет оставить за собой.

Предлагаемый пакет лицензий, частот и 3G – очень хороший, но условия, на которых его предлагают приобрести могут оттолкнуть потенциальных инвесторов. Мало того, что будущему инвестору придется заплатить 92 миллиона сомов за 51 % акций, ему нужно будет еще вложить 150 миллионов долларов в развитие и за 3 года набрать 500 тысяч абонентов, а государство, не вкладывая ничего, хочет иметь почти половину доли и прибыли компании. При таких жестких условиях вероятность продажи такой компании стремится к нулю.  

Рынок сотовой связи Кыргызстана сейчас насыщен, операторы продают услуги ниже себестоимости, работая на захват абонентской базы и увеличения доли на рынке, с целью дальнейшей перепродажи. Другую проблему я вижу в том, что по данным Государственного агентства связи КР свободных частот GSM 900/1800 уже не осталось, а значит, вероятнее всего, их будут отбирать у существующих операторов. В своих интересах у государства появится соблазн нарушать законы честной конкуренции, например, могут обязать госслужащих, ведомства и госкомпании переходить на «КыргызМобайлКомпани».

«Кыргызтелеком» станет более прибыльным и эффективным в частных руках

Если государство хочет иметь собственную сотовую компанию, то почему не продать ОАО «Кыргызтелеком»? У него же есть уже лицензия на сотовую связь и необходимые частоты. Достаточно доукомплектовать его лицензией и частотами на 3G и продать 51 % акций.

С 2005 года правительство неоднократно пытается вывести из состава ОАО «Кыргызтелеком» его филиал — телекоммуникационные сети «РПО РМТР». Вот и сейчас создана межведомственная комиссия,  которая должна разработать решение о его выводе. При этом каждый год Европейский Банк Реконструкции и Развития, как основной кредитор, дает на это отказ (по соглашению). Магистральные оптоволоконные и радиорелейные линии связи «РПО РМТР» являются кровеносной и нервной системой не только материнской компании, но и всей республики. Именно этим филиалом ценен этот актив. Без него не будет покупателей на нашего монополиста. Я не вижу причин, почему стоит бояться того, что «РПО РМТР» также окажется в руках инвестора, ведь в случае продажи эффективность компании увеличится в разы.

Но нужно понимать, что пока ОАО «Кыргызтелеком» будет государственным активом, то мы так и будем видеть картину, когда расходы практически полностью будут равны доходам с минимальной чистой прибылью на уровне небольшой сети магазинов в городе Бишкеке. Так, в 2010 году доход составил 2,445 миллиарда сомов, чистая прибыль 42,6 миллиона сомов.

Холдинг по управлению государственными активами.

Однако не все инициативы идеи с государственными компаниями так плохи. Я полностью поддерживаю предложение Нурбека Элебаева, экс-главы Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком, по созданию холдинга по управлению государственными активами.

В последнее время Министерство государственного имущества и Фонд по управлению национализированным имуществом стали подобием статистического комитета, сообщая о доходах и расходах государственных компаний, при этом никак не объясняя целесообразность приватизации некоторых из них, не предлагая видение стратегического развития этих предприятий.

На мой взгляд, холдинг необходим для эффективного развития государственных активов с учетом интересов Кыргызстана. Это должна быть компактная команда успешных менеджеров с большим опытом управления на уровне первых лиц в крупных компаниях, как в Кыргызстане, так и за рубежом.  

Поделиться