Выдвижение семи кандидатов на пост президента от двух крупных партий «Ата-Журт» и «Ар-Намыс» показывает слабость партийной системы Кыргызстана, с чем согласны и сами претенденты на высший пост, и ряд аналитиков.
Принять участие в выборах главы государства, назначенных на 30 октября, первоначально выразили желание 83 кандидата, в том числе депутаты парламентских фракций «Ата-Журт» и «Ар-Намыс» Камчыбек Ташиев и Анарбек Калматов. Они были выдвинуты на съездах этих партий в качестве официальных кандидатов.
Однако с этим выбором не согласились их коллеги из парламентских фракций — в качестве кандидатов-самовыдвиженцев были зарегистрированы ата-журтовцы Марат Султанов и Курманбек Осмонов, а также ар-намысовец Акылбек Жапаров. Впоследствии, 3 октября, Марат Султанов снял свою кандидатуру с выборов.
Парламентарии Нариман Тюлеев от «Ата-Журта» и Турсунбай Бакир уулу от «Ар-Намыса» выдвинулись официальными кандидатами от других партий, но получили отказ в регистрации от Центральной избирательной комиссии из-за нехватки достоверных подписей в свою поддержку.
Опрошенные K—News эксперты сошлись во мнении, что выдвижение семи кандидатов от двух партий говорит об отсутствии внутренней дисциплины в политических организациях и низком политическом уровне депутатов-самовыдвиженцев, которые преследуют личные краткосрочные интересы, и пренебрегают партийными.
Политолог Марс Сариев в интервью K—News отметил, что в развитых зарубежных странах с устойчивой партийной системой, ставших прообразом современной политической модели Кыргызстана, такая ситуация невозможна, потому что все члены партий обязаны следовать программе политических организаций и поддерживать единого кандидата.
Сложившуюся в «Ата-Журте» и «Ар-Намысе» ситуацию он объяснил особенностями политической борьбы в Кыргызстане, при которой партийная принадлежность отходит на второй план.
«Основной доминантой политического противостояния в Кыргызстане всегда являлась борьба элит за ресурсы, в частности за бюджетные и материальные, а президентское кресло является одним из инструментов этой борьбы. В такой борьбе нет дела до партийной идеологии и государственных интересов», — считает он.
Его коллега по экспертному цеху Токтогул Какчекеев считает, что местные партии трансформировались в «бизнес-центры», потому что на парламентских выборах 2010 года «первые 10 мест в списке партий продавались за большие деньги». По его мнению, именно этим обусловлено отсутствие дисциплины в нынешних партиях.
Депутаты-самовыдвиженцы намерены обойти официальных кандидатов
Сами парламентарии-самовыдвиженцы не скрывают, что преследуют личные цели на предстоящих выборах, причем многие из них уверены, что из-за слабости «Ата-Журта» и «Ар-Намыса» они обойдут по количеству набранных голосов официальных партийных кандидатов Камчыбека Ташиева и Анарбека Калматова.
В частности, до снятия своей кандидатуры Марат Султанов пояснял журналистам, что не является членом партии «Ата-Журт» и парламентской коалиции большинства, поэтому он не был обязан поддержать Камчыбека Ташиева, «ошибки которого в управлении «Ата-Журтом» не позволяли ему претендовать на пост президента».
Свое выдвижение Марат Султанов объяснял желанием реализовать собственную модель развития страны, а также продвинуть самого себя, как политика. Своим козырем он называл неприятие трайбализма и наличие сторонников во всех регионах страны.
Его коллега по фракции и самовыдвиженец Курманбек Осмонов в интервью K—News выразил уверенность, что «благодаря своему политическому опыту» наберет больше голосов, чем Камчыбек Ташиев. В то же время Курманбек Осмонов не исключил возможности своего отказа от участия в гонке и поддержки любого другого кандидата, кроме Алмазбека Атамбаева, Адахана Мадумарова и Камчыбека Ташиева.
Сам Камчыбек Ташиев выразил K—News недовольство поступками своих коллег по фракции, невысоко отозвавшись об их человеческих качествах, и намекнул на возможность применения к ним жестких мер.
«Я рад, что они выдвинулись, потому что на выборах около меня должны быть только чистые и честные люди. Поэтому сейчас мы очищаем фракцию «Ата-Журт» и доведем это дело до конца. Но пока вопрос об исключении не стоит», — рассказал лидер «Ата-Журта».
В стане партии «Ар-Намыс» сложилась аналогичная ситуация с выдвижением трех кандидатов, но зарегистрированы только Анарбек Калматов, избранный на съезде партии официальным кандидатом в президенты, а также Акылбек Жапаров, которому пришлось выдвинуть свою кандидатуру в качестве самовыдвиженца, что лишило его поддержки партии.
«Когда я понял, что внутри партии зреют интриги, я выдвинулся и начал работать самостоятельно. Тем не менее, все мои расчеты показывают, что я наберу больше голосов, чем Анарбек Калматов. Например, на прошлогодних выборах в Жогорку Кенеш я возглавлял предвыборный штаб, и по итогам мы были первыми из первых, сумев войти в парламент, но теперь мы посмотрим, какой будет рейтинг «Ар-Намыса». Количество голосов, набранных Анарбеком Калматовым, покажет нынешний авторитет партии среди населения», — заявил K—News Акылбек Жапаров.
Другой кандидат из состава «Ар-Намыса» — Турсунбай Бакир уулу — сообщил K—News, что в 4-й раз баллотируется в президенты во главе партии «ЭрК» для реализации своей предвыборной программы, не менявшейся с 1995 года. Однако он не был допущен до выборов Центризбиркомом.
Депутаты-самовыдвиженцы будут торговаться за свои голоса
Эксперты уверены, что ни один из депутатов-самовыдвиженцев не одержит победу на выборах и получит лишь часть голосов избирателей своей же партии, что приведет к раздроблению электората «Ата-Журта» или «Ар-Намыса». Это чревато уменьшением количества голосов, отданных за Камчыбека Ташиева или Анарбека Калматова, что только сыграет на руку их соперникам.
Однако лидер «Ата-Журта» опроверг такую возможность, заявив K—News, что Курманбек Осмонов и Нариман Тюлеев (в случае его регистрации) «отберут голоса только у его соперников».
«Забрать голоса у меня они не смогут, потому что мои избиратели твердо поддерживают мою кандидатуру и не отдадут голоса другим претендентам», — уверен Камчыбек Ташиев.
Лидер «Ата-Журта» добавил, что если Курманбек Осмонов или Нариман Тюлеев предложат ему объединить усилия, он согласится на их предложение.
Директор Центра перспективных исследований Сергей Масаулов, комментируя K—News такую возможность, отметил, что консолидация всех депутатов-самовыдвиженцев вокруг официальных кандидатов увеличила бы их шансы на победу. Но создание подобных союзов он считает маловероятным.
«Каждый самовыдвиженец от «Ата-Журта» и «Ар-Намыса» решает на выборах свои задачи и цели. Скорее всего, они хотят попасть в предполагаемую первую пятерку, чтобы потом вступить в торг с потенциальным победителем выборов за нужные им властные места или ресурсы», — предположил эксперт.
С ним солидарен его коллега Марс Сариев, который указал, что депутаты-самовыдвиженцы будут вести переговоры с теми кандидатами, выборные позиции которых соответствуют их «меркантильным интересам». По его мнению, «можно ожидать любых союзов», даже с соперниками «Ата-Журта» и «Ар-Намыса», потому что «в предвыборной борьбе нет идеологических рамок и политического этикета».
Тем временем стало известно, что Акылбек Жапаров может снять свою кандидатуру и поддержать на выборах Алмазбека Атамбаева взамен на пост первого вице-премьер-министра в случае его победы
Тот же источник сообщил, что Турсунбай Бакир уулу также получил предложение от СДПК снять кандидатуру взамен на беспрепятственное вхождение «Ар-Намыса» в парламентскую коалицию большинства.
Проблема не в партиях, а в политиках
Эксперты считают, что ситуация в «Ата-Журте» и «Ар-Намысе» может показывать нынешнее состояние всей партийной системы Кыргызстана, которая получила толчок к своему развитию после референдума по принятию новой редакции Конституции, который состоялся 27 июня 2010 года.
Тогда население страны одобрило новый основной закон страны, по которому Кыргызстан переходил к парламентской форме правления, при которой основными политическиими субъектами являются политические партии.
Опрошенные K—News специалисты уверены, что при условии сохранения Конституции, со временем, партийная система окрепнет.
«В современных условиях в Кыргызстане партийная система сразу не построится из-за отсутствия политического опыта и настоящих политических менеджеров, поэтому сейчас мы идем методом проб и ошибок по этому пути», — высказал свое мнение Токтогул Какчекеев.
Эксперт Эднан Карабаев также считает неуместными заявления о слабости партийной системы в Кыргызстане, потому что за столь короткий срок партии не могли достигнуть высокого уровня становления.
«Нынешнее состояние партий — это естественный процесс развития политической системы страны. Нравится нам или нет, но этот этап мы должны пройти», — уверен он.
Главным фактором успешного развития новой политической системы и формы правления Эднан Карабаев считает человеческий ресурс, а именно — готовность местного политбомонда и общественности. По его мнению, низкий профессиональный уровень кыргызстанских политиков мешает адаптации к новой модели правления и становлению партийной системы.
«В истории есть примеры, когда монархия и авторитарное правление приносили отличные результаты, а парламентская республика приводила к становлению фашизма. Суть заключается не в новизне и сложности парламентской формы правления, а в том, что сейчас мы не готовы к ней и к партийной системе из-за своего уровня», — прокомментировал K—News Эднан Карабаев.
Его коллега по экспертному цеху Марс Сариев также полагает, что становление политических партий в Кыргызстане является вопросом времени. Однако он ожидает, что это случится только после смены элит и появления в стране более профессиональных и подготовленных политиков, различающих свои и партийные интересы.
Ситуация в других партиях
Однако не все влиятельные партии столкнулись с неподчинением своих членов и отказом поддерживать официальных кандидатов. СДПК и «Бутун Кыргызстан» выдвинули только своих лидеров Алмазбека Атамбаева и Адахана Мадумарова, которые по прогнозам являются основными соперниками.
Из рядов другой крупной партии «Ата Мекен» было два кандидата — в качестве официального кандидата выступил лидер партии Омурбек Текебаев, самовыдвиженцем стал Кубатбек Байболов. Однако последний в интервью K—News пояснил, что его выдвижение было согласовано с членами политсовета «Ата Мекена» и самим Омурбеком Текебаевым, который впоследствии снял свою кандидатуру с выборов.
Кубатбек Байболов соообщил, что после отказа лидера «Ата Мекена» от участия в выборах, партийные ячейки в регионах переключились на оказание поддержки ему, а сам Омурбек Текебаев консультирует его и помогает советами.
Ряд известных партий среднего звена — «Республика», «Акшумкар», «Замандаш-Современник» — открыто выступили в поддержку Алмазбека Атамбаева. Другая партия этого же уровня — «Мекен Ынтымагы» — выдвинула на выборы своего лидера Темирбека Асанбекова.
Помимо вышеуказанных партий и официальных кандидатов, в выборах примут участие претенденты от небольших партий: Арстанбек Абдылдаев от «Эл учун», Шамшыбек Медетбеков от «Эл бийлиги», Исхак Масалиев от «Партии коммунистов Кыргызстана».
Выборы президента Кыргызстана назначены на 30 октября 2011 года, количество кандидатов составляет 19 человек. От партий в общей сложности официально выдвинуты 8 кандидатов.