Кыргызстан может потерять суверенитет. Экспертное мнение

Автор -

    Планы создания Евразийского союза были озвучены премьер-министром России Владимиром Путиным еще в июле 2011 года в рамках Делового форума Таможенного Союза между Россией, Беларусью и Казахстаном. Подписание соглашения о создании Евразийского союза планируется уже в 2012 году, а работу этот проект начнет в 2013-м.

    Евразийский союз – это следующий, более высокий уровень интеграции, которая уже происходит в рамках Таможенного Союза и Единого экономического пространства (ЕЭП) между Россией, Беларусью и Казахстаном. ЕЭП «стартует» 1 января 2012 года и создаст единый рынок трех стран, где живут более 165 миллионов потребителей (для сравнения: всего в 27 странах Европейского союза живут около 500 миллионов человек).

    Руководством Кыргызстана было озвучено намерение вступить в Таможенный Союз России, Беларуси и Казахстана с последующим созданием Единого экономического пространства.

    Готовность Кыргызстана к интеграции в рамках вступления в Таможенный Союз

    Самостоятельный выход Кыргызстана на глобальный уровень экономического сотрудничества грозит потерей суверенитета и перехода под внешнее управление международных финансовых организаций и транснациональных корпораций. Поэтому наиболее перспективным для Кыргызстана является сотрудничество с Россией и экономическими союзами, в которых она принимает участие (ЕврАзЭС и ШОС).

    Вопрос заключается в готовности Кыргызстана к такому уровню интеграции, где он будет надежным и равным экономическим партнером. Поэтому необходимо заложить фундамент для формирования Кыргызстана как страны с транзитно-инфраструктурной экономикой.

    Для этого необходимы знания, научный и культурный прогресс, развитие человеческого капитала страны. Экономический рост на основе знаний и новых технологий влечет за собой привлечение населения в различные сферы производительного высокооплачиваемого труда и повышение благосостояния народа.

    При этом руководство государства должно понимать, что экономический рост является основой решения социальных вопросов, в центре которых находится жизнь конкретных людей с их повседневными проблемами, интересами и стремлениями. Это слишком важный вопрос, чтобы доверять его исключительно субъективной воле государственных чиновников.

    Экономическая стратегия нацелена не на повышение благосостояния граждан, не на рост ВВП и не на повышение доходов населения, включающих доходы теневой отрасли, а на обеспечение достойного уровня жизни всем гражданам.

    Экономический рост необходим для улучшения жизни граждан нашей страны, причем показатели уровня и качества жизни населения должны стать главным критерием, по которому оценивается эффективность экономической стратегии государства. Это является принципом и смыслом экономики как системы жизнеобеспечения общества. В то же время достойная жизнь, справедливая оплата труда, образование, крепкое здоровье, реализация творческого потенциала – необходимые условия современного экономического роста.

    Развитие социальной сферы – ключевой элемент инвестиционной политики, и развития человека, который является главной производительной силой экономического развития.

    В основе современного экономического роста лежит творческая инициатива, развитие знаний, технический прогресс. Увеличение социальных расходов, повышение заработной платы, пособий, расходов на науку, здравоохранение и образование послужит стимулом развития экономики, роста занятости и производительности труда. Но для этого требуется обеспечить исполнение правительством действующих законов, а также изначально закладывать в бюджете средства на социальный сектор.

    Основными целями в развитии социальной сферы являются доведение местной зарплаты до уровня развитых стран мира, ликвидация острой бедности, для чего необходимо бесплатное нормированное распределение продуктов питания и предметов первой необходимости среди детей, стариков, инвалидов, других нуждающихся групп населения; исполнение законов с обязательствами государства в социальной сфере и соблюдение социальных гарантий. Минимальная заработная плата и минимальная пенсия не могут быть ниже прожиточного минимума и должны полностью индексироваться каждый раз при повышении прожиточного минимума.

    Определение приоритетов экономического развития должно вестись исходя из закономерностей долгосрочного экономического роста, глобальных направлений технико-экономического развития. Эти приоритеты должны реализовываться посредством поддержки государством целевых программ и предоставления государственных гарантий. С экономической точки зрения государственная поддержка приоритетных направлений должна характеризоваться двумя важнейшими признаками: обладать значительным внешним эффектом, улучшая общую экономическую среду; инициировать рост деловой активности во многих отраслях производства.

    К приоритетным направлениям относятся освоение современных информационных технологий, развитие туризма, обновление парка гражданской авиации, обновление оборудования электростанций, развитие современных транспортных узлов, развитие жилищного строительства с использованием современных технологий, развитие информационной инфраструктуры с использованием современной спутниковой и оптоволоконной связи, оздоровление окружающей среды.

    Экономические источники роста

    1. Преодоление бюджетного кризиса. Бюджет должен обеспечивать решение приоритетных для граждан задач. Поддержка экономического роста, стимулирование инвестиционной и инновационной активности, а также выполнение социальных обязательств государства требует существенного повышения расходов бюджета. Необходимого для этого повышения бюджетных доходов можно достигнуть без увеличения налогов. При этом не предполагается и увеличение налогов на производственную деятельность, прирост средств достигается за счет налогообложения ранее сокрытых и незаконно вывезенных из страны доходов, повышения собираемости налогов и эффективности использования государственного имущества.

    Также необходимо взимать плату за недра и загрязнение окружающей среды, налог на сверхприбыль от эксплуатации месторождений, плату за пользование водохранилищами, экспортные пошлины на вывоз сырьевых товаров. Это предложение предполагает специальный подход к месторождениям и отказ от налогообложения средств, которые вкладываются в развитие производства, разработку месторождений или экологические мероприятия.

    2. Увеличение платы за вред окружающей среде (платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов). Примерно половина этих средств должна использоваться на природоохранные мероприятия, а оставшаяся часть – на дополнительное финансирование организаций здравоохранения, образования, дошкольного воспитания и социального обеспечения.

    3.Увеличение бюджетных доходов позволяет обеспечить финансирование расходов на науку, образование, сферу культуры, искусства, в том числе на повышение уровня зарплат. Появится возможность профинансировать профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, восстановление программы расширения занятости, реализацию детских программ, увеличить расходы на здравоохранение, особенно для преодоления и профилактики эпидемий болезней населения и риска заражения продуктов питания.

    4. Повышение доходов граждан позволит увеличить спрос на товары, объемы производства и инвестиций в Кыргызстан, а — следовательно – доходы и расходы работников и собственников предприятий, организаций, бюджетной системы. Эти процессы самоусиления (мультипликации) экономической активности до сих пор работали в стране в обратную сторону – свертывание государственных расходов породило воспроизводственный коллапс. Эти процессы должны вывести из зоны бедности зарплату работников бюджетных организаций, всех желающих работать,  пенсионеров и других лиц.

    5.Использование банков развития и механизмов рефинансирования коммерческих банков под залог векселей производственных предприятий. Расширение сферы потребительского кредита на товары длительного пользования.

    6. Стимулирование роста инвестиций в перспективные направления экономики за счет формирования государственных институтов и механизмов экономического развития.

    7. Существенное уменьшение налоговой нагрузки на труд и производство, прежде всего за счет снижения ставок социального налога, НДС, а также не облагать налогами расходы на инвестиции, научные исследования, разработку и внедрение новых технологий.

    8.Действенная антимонопольная политика, направленная на пресечение недобросовестной конкуренции, прекращение роста тарифов естественных монополий.

    9.Система поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, предусмотрев предоставление экспортных кредитов предприятиям.

    10.Решение земельного вопроса сегодня находится в неудовлетворительном состоянии. Под контролем государства необходимо сформировать систему земельных и ипотечных банков.

    11.Региональная политика. Обеспечение единого экономического пространства требует политики низких тарифов на услуги транспорта и связи. На территориях, которые по объективным географическим причинам находятся в особо сложных условиях, необходимо создать льготный режим хозяйственной деятельности, а также механизм согласования интересов регионов при формировании экономической политики страны.

    12.Прогнозирование и планирование социально-экономического развития страны. В пятилетнем цикле такого планирования главная роль отводится среднесрочным приоритетам научно-технического и социально-экономического развития страны. На их основе будут разрабатываться целевые программы, а также меры по оптимизации структуры экономики. Пятнадцатилетний цикл прогнозирования будет нацелен на выбор стратегии повышения конкурентоспособности кыргызской экономики. Главным в этом разделе планирования станет прогнозирование перспектив технологического прогресса. Это позволит сформировать траекторию будущего экономического роста, открыть новые возможности для развития экономики. На этой основе будут определяться приоритеты долгосрочного экономического развития страны.

    13.Развитие транспортной инфраструктуры имеет важнейшее значение для обеспечения поступления производимых товаров на свои рынки. Находящиеся в надлежащем состоянии системы транспортной инфраструктуры способствуют региональному распределению экономической деятельности, региональному выравниванию и развитию международного сотрудничества и процесса интеграции. Такая инфраструктура имеет также важнейшее значение для туризма.

    14. Ход экономического развития будет и далее определяться экспортными факторами и увеличением количества туристов.

    15. Строительство новых транспортных магистралей не гарантирует рост железнодорожного движения. Оно обеспечивает только необходимую инфраструктуру. Поток движения будет зависеть от конкуренции между логистическими центрами, развития мирового рынка грузовых перевозок, конкурентоспособности региональной продукции и товаров других стран СНГ на мировом рынке, политических отношений между Кыргызстаном и другими странами, в первую очередь — с соседними государствами.

    16. Внешнеэкономическое сотрудничество. Нужен комплекс мер по защите интересов страны в обстановке резкого обострения международной конкуренции: создание системы страхования экспортных кредитов и поставок, разработка комплекса государственных гарантий при финансировании экспорта продукция с высокой добавленной стоимостью, активизация внешнеполитических усилий по устранению дискриминационных ограничений на ввоз кыргызской продукции, создание условий для взаимовыгодной международной экономической интеграции. Приоритеты — Кыргызстан – Азия (Китай), Кыргызстан – Казахстан – Россия, Кыргызстан – Центральная Азия.

    17. Опора на малый и средний бизнес. Поддержка малого и среднего предпринимательства, в том числе создания инфраструктуры для предпринимателей (офисные центры, услуги по ведению бухгалтерской отчетности, расчетно-банковскому обслуживанию, снабженческо-сбытовые услуги и т.п.).

    Внеэкономические источники роста

    1. Снижение уровня коррупции.

    Совершенствование антикоррупционного законодательства, либерализация режима лицензирования и разрешений для бизнеса, повышение прозрачности республиканского и местных бюджетов, свободный доступ к информации.

    2. Административная реформа: министерства, службы, инспекции, агентства.

    3. Местное самоуправление и децентрализация государства. Территориальное укрепление, усиление финансовых гарантий для органов местного самоуправления, трехуровневая структура власти:

    правительство — районные администрации — органы местного самоуправления.

    4. Стабильность и предсказуемость законодательства. Четкая иерархия нормативно-правовых актов, прогнозирование последствий проектов новых законов, Жогорку Кенеш – широкое оповещение частного сектора о планируемых законопроектах в области предпринимательства.

    5. Внешняя миграция. Благоприятный правовой режим для кыргызстанских мигрантов в странах СНГ, создание инфраструктуры найма на работу, снизить финансовые издержки переводов из-за границы.

     

    Алмаз Бийбосунов

    доктор физико-математических наук, профессор,

    вице-президент Общества Дружбы народов Кыргызстан–Россия,

    генеральный директор СЭЗ «Каракол»

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Поделиться