Уходящий 2011 год стал первым годом жизни Кыргызстана при парламентской системе правления. В V созыве Жогорку Кенеша, избранном в октябре 2010 года, представлены пять политических партий, что позволяет говорить о наличии плюрализма мнений.
В 2011 году парламент стал главной ареной политических баталий Кыргызстана. На протяжении всего года Жогорку Кенеш сотрясали скандалы, споры, иногда — драки, а здание парламента стало главным местом проведения митингов в Бишкеке. K-News приводит обзор наиболее важных событий, произошедших в Жогорку Кенеше, в 2011 году.
Январь 2011 года:
В течение двух дней — 19 и 20 января — парламентарии заслушивали отчет Национальной комиссии по расследованию межэтнического конфликта июня 2010 года на юге Кыргызстана под руководством Абдыганы Эркебаева.
Комиссия вынесла заключение, что конфликт был спровоцирован и организован лидерами узбекской общины во главе с Кадыржаном Батыровым, однако все обвиняемые скрылись из Кыргызстана сразу после столкновений. Однако было отмечено, что некоторые члены Временного правительства, которое в июне 2010 года руководило страной, также ответственны за кровопролитие и гибель более чем 440 человек.
Среди виновных, которые должны были понести политическую ответственность, были названы члены Временного правительства Исмаил Исаков (депутат СДПК), Кенешбек Душебаев, Болот Шер (депутат «Ата Мекена»), Азимбек Бекназаров, которые курировали силовые структуры и не предотвратили конфликт. Однако комиссия отметила, что моральная вина лежит на всех членах Временного правительства, в том числе Розе Отунбаевой, Алмазбеке Атамбаеве и других.
С другой стороны в отчете комиссии сообщалось об активной роли некоторых парламентариев «Ата-Журта» — Ахматбека Келдибекова и Камчыбека Ташиева, которые, якобы, пытались остановить насилие, в то время как другой депутат — Талант Мамытов — возглавлял группу жителей города Майлу-Суу, захвативших стрелковое оружие в местной воинской части.
Позже один из депутатов — Исмаил Исаков из СДПК — подал в суд на председателя комиссии Абдыганы Эркебаева за «лживый и однобокий доклад», но до прямого судебного разбирательства дело не дошло.
Февраль 2011 года:
4 февраля Жогорку Кенеш создал специальную комиссию по расследованию организации хаджа в 2010 году, который, якобы, был коррумпирован со стороны руководителя Аппарата президента Эмилбека Каптагаева и его сына Кубанычбека. Комиссия вынесла свое заключение летом 2011 года, в котором все обвинения в адрес чиновника были опровергнуты.
16 февраля парламент одобрил постановление правительства о присвоении имени Владимира Путина одной из безымянных горных вершин высотой 4 тысячи 446 метров Кыргызского хребта в Московском районе Чуйской области.
В тот же месяц Жогорку Кенеш начал рассматривать проект республиканского бюджета на 2011 год. Однако обсуждение растянулось до следующего месяца, поскольку в проекте бюджета депутаты нашли много изъянов.
Март 2011 года:
В парламенте разгорелся первый крупный скандал, связанный со сменой руководства ЗАО «Альфа Телеком», бренд MegaCom. Министерство госимущества, возглавляемое представителями партии «Республика», в феврале 2011 года назначило новое руководство вместо менеджмента, выбранного ранее российскими владельцами компании.
9 марта в Жогорку Кенеше депутат Госдумы России Алексей Островский заявил, что ситуация вокруг сотового оператора MegaCom может помешать привлечению российских инвестиций в Кыргызстан. Он охарактеризовал смену руководства компании, как «грязную подковерную борьбу по отъему российской собственности группой лиц, во главе которой стоял первый вице-премьер-министр Омурбек Бабанов».
В тот же день Камчыбек Ташиев, лидер фракции «Ата-Журт», входившей в парламентскую коалицию, заявил о готовности покинуть альянс и развалить, таким образом, правительство, если причастность Омурбека Бабанова к смене руководства MegaCom подтвердится. После переговоров коалиция все же сохранилась.
В тот же месяц Жогорку Кенеш одобрил в третьем чтении республиканский бюджет на 2011 год.
Апрель 2011 года:
В Жогорку Кенеше 1 апреля 2011 года выступил экс-генпрокурор Кубатбек Байболов, который обвинил вице-премьер-министра Омурбека Бабанова в коррупции и причастности к «рейдерскому захвату» ЗАО «Альфа Телеком». Это выступление спровоцировало драку между депутатом фракции «Республика» Алтынбеком Сулаймановым и лидером «Ата-Журта» Камчыбеком Ташиевым, после которой здание парламента было заблокировано сотрудниками ГКНБ.
В тот же месяц подравшиеся депутаты помирились, а 21 апреля около здания Жогорку Кенеша было принесены в жертву семь баранов «для очистки парламента от злых духов».
Неделей ранее вице-премьер-министр Омурбек Бабанов на месяц сложил свои полномочия в связи с созданием парламентской комиссии, которая расследовала обвинения в его адрес.
В начале апреля также выяснилось, что лидер «Ата-Журта» Камчыбек Ташиев «засветился» в другом негативном инциденте — якобы, 31 марта, он избил своего коллегу по фракции Бахадыра Сулейманова в кабинете спикера Жогорку Кенеша Ахматбека Келдибекова. Пострадавший был госпитализирован и провел некоторое время в больнице. В отношении Камчыбека Ташиева было возбуждено уголовное дело Генпрокуратурой.
Май 2011 года:
Парламентская комиссия по расследованию обвинений в адрес Омурбека Бабанова опровергла все обвинения в его адрес, среди них: причастность к «рейдерскому захвату MegaCom, неуплату налогов в бюджет Кыргызстана, наличие иностранного гражданства, а также другие». Омурбек Бабанов после этого вернулся к исполнению обязанностей первого вице-премьер-министра
26 мая 2011 года Жогорку Кенеш принял одно из самых противоречивых решений — запретил приезжать в Кыргызстан финскому политику Киммо Кильюнену, который возглавлял Международную комиссиию по расследованию июньских беспорядков 2010 года в Кыргызстане. Отчет этой комиссии был предан огласке в начале мая 2011 года, а решение о запрете на его въезд мировое сообщество восприняло как нежелание властей Кыргызстаан признавать свою вину в межэтническом конфликте 2010 года.
Июнь 2011 года:
Последний месяц работы первой сессии V созыва парламента. В начале июня парламент заслушал отчет депутатской комиссии по расследованию межэтнического конфликта 2010 года на юге Кыргызстана. Отчет этой комиссии не сильно отличался от доклада Национальной комиссии — виновными были названы «узбекские сепаратисты».
Депутат «Ата-Журта» Жылдызкан Джолдошева подготовила свой доклад, который отличался от парламентского только включением вины Временного правительства.
Слушания этих отчетов были отмечены тем, что все члены Временного правительства, включая президента Роза Отунбаеву и премьер-министра Алмазбека Атамбаева, присутствовали при оглашении докладов и отвечали на вопросы депутатов.
В середине месяца публично помирились депутаты «Ата-Журта» Камчыбек Ташиев и якобы избитый им в марте Бахадыр Сулейменов.
За неделю до завершения первой сессии Жогорку Кенеша V созыва депутаты решили обзавестись собственным телеканалом и выбрали для этого ЗАО «Пятый канал», который, якобы, принадлежал Максиму Бакиеву.
В конце июня было принято новое избирательное законодательство: закон «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики» и конституционный закон «О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша». По этим законам были проведены президентские выборы 30 октября 2011 года, на которых победу одержал Алмазбек Атамбаев.
В последний день работы — 30 июня — депутаты Жогорку Кенеша побили рекорд по скорости работы, рассмотрев и приняв более 50-ти законопроектов, чего не удавалось сделать ни одному из предыдущих четырех созывов парламента, начиная с 1991 года. В этот же день парламентарии назначили президентские выборы на 30 октября 2011 года.
Июль 2011 года:
8 июля Жогорку Кенеш провел внеочередное пленарное заседание для формирования нового состава Центральной избирательной комиссии и состава Совета по отбору судей. В этот же день парламент назначил на 15 августа следующее внеочередное заседание.
Далее новый состав ЦИК организовал и провел президентские выборы 30 октября 2011 года, а Совет по отбору судей провалил судебную реформу.
Август 2011 года:
15 августа состоялось внеочередное пленарное заседание, где депутаты рассмотрели первые итоги работы Совета по отбору судей, который к тому моменту отобрал 11 кандидатур в состав Конституционной палаты. Однако через отбор экс-президента Розы Отунбаевой прошли только три кандидата, а парламент утвердил только двух кандидатов.
В Верховный суд Совет по отбору судей отобрал 29 кандидатов, однако ни один из них не прошел собеседование у Розы Отунбаевой. По ее мнению, профессиональный уровень кандидатов был очень низким и недостойным работы в Верховном суде.
В тот же день парламент сотрясли очередные скандалы, связанные с реформой судебной системы — ряд депутатов выразили вотум недоверия Садыру Жапарову, главе парламентского Комитета по судебно-правовым вопросам, и потребовали сложения полномочий. Однако он отказался это делать, а в его поддержку выступили коллеги из фракции «Ата-Журт».
По итогам заседания парламента депутаты и гражданские активисты признали, что судебная реформа зашла в тупик. В связи с этим парламентарии решили изменить судебное законодательство, чтобы расформировать или изменить состав Совета по отбору судей.
Одним из действий Жогорку Кенеша стало давление на председателя Совета по отбору судей Замирбека Базарбекова, который в тот же день — 15 августа — вынужден был уйти в отставку.
Сентябрь 2011 года:
Главным решением Жогорку Кенеша в сентябре стало принятие закона о запрете в Кыргызстане деятельности казино с 1 января 2012 года. За принятие этого закона выступали президент Роза Отунбаева и депутаты парламента, против этого документа — правительство, которое опасалось лишения бюджата больших средств от работы игорных заведений.
Несмотря на это, закон был принят парламентом в трех чтениях 29 сентября и отправлен на подпись Розе Отунбаевой, которая подписала его в октябре.
Октябрь 2012 года:
В октябре фракция «Ата Мекен» в лице депутата Райкана Тологонова провела «разведку» позиций спикера Жогорку Кенеша Ахматбека Келдибекова, обвинив его в лоббировании закупок радиоактивного угля с Куланского месторождения из Казахстана.
Сам спикер Ахматбек Келдибеков эти обвинения опроверг, но большого внимания этому вопросу не уделил, поскольку был занят процессом превращения ЗАО «Пятый канал» в парламентский. 18 октября он подписал соответствующий закон, который дважды отклонялся президентом Розой Отунбаевой.
Однако, к удивлению Ахматбека Келдибекова, закон не исполнялся. Отметим, этот закон так и не был реализован.
Ноябрь 2011 года:
Спикер Жогорку Кенеша Ахматбек Келдибеков попытался выступить в роли посредника между проигравшими кандидатами в президенты на выборах 30 октября 2011 года. Возможно, это помогло купировать протестные настроения проигравших претендентов и ожидаемых крупных акций протеста не было.
В то же время в парламенте началась подготовка к роспуску коалиции фракций СДПК, «Ата-Журт», «Республика». В течение месяца шли переговоры и консультации между фракциями, но с самого начала было известно, что социал-демократы развалят альянс, который с трудом сохранили полгода ранее во время кризиса, связанного с MegaCom.
В последнюю неделю ноября стало ясно, что социал-демократы и поддержавшие их «атамекеновцы» нащупали уязвимое место в позициях Ахматбека Келдибекова. Они обвинили его в чрезмерной выдаче госномеров серии «KG» своим многочисленным общественным советникам, а также в огромных расходах Аппарата и Управления делами парламента, которыми руководили ставленники «Ата-Журта».
Подготовив почву для справедливого возмущения, 30 ноября «Ата Мекен» выразил вотум недоверия Ахматбеку Келдибекову, обвинив его в «бай-манапстве», связях с криминальным авторитетом Камчы Кольбаевым, чрезмерных расходах на содержание Жогорку Кенеша и «дискредитации парламента» перед населением.
Декабрь 2011 год:
Последний месяц 2011 года стал кульминацией всех событий в Жогорку Кенеше. 2 декабря фракция СДПК вышла из коалиции большинства, что обозначило ее распад.
В тот же день союзник социал-демократов Омурбек Текебаев, лидер фракции «Ата Мекен», озвучил одно из необходимых условий для создания новой коалиции — отставку Ахматбека Келдибекова с поста спикера. Последний отказался это делать в первые дни, но 12 декабря был вынужден сделать это под давлением всех четырех фракций Жогорку Кенеша.
Через четыре дня после этого, 16 декабря, в парламенте была создана новая коалиция, куда вошли фракции СДПК, «Ата Мекен», «Республика» и «Ар-Намыс». 21 декабря на посту спикера был утвержден Асилбек Жээнбеков из СДПК, а 23 декабря было избрано новое коалиционное правительство во главе с Омурбеком Бабановым.
Все эти события сопровождались острой политической борьбой, вбросом компромата на Ахматбека Келдибекова, а также угрозами фракции «Ата-Журт», оставшейся в оппозиции, о создании мощного оппозиционного блока президенту Алмазбеку Атамбаеву. По мнению «атажуртовцев», он превратил Жогорку Кенеш в подручный парламент и, таким образом, узурпировал власть.
В новый 2012 год Жогорку Кенеш входит с устойчивой коалицией из четырех фракций и разобщенной оппозицией в лице «Ата-Журта», который намерен сделать упор на расследовании межэтнического конфликта и доказательстве вины членов Временного правительства, в том числе Алмазбека Атамбаева.
Комментарий K-News: В нынешних условиях главная роль Жогорку Кенеша заключается в том, что все политические конфликты и противостояния сосредоточены в его стенах, а не на улицах Бишкека и других городов и населенных пунктов Кыргызстана.
Каждый крупный конфликт в политической сфере непременно затрагивается депутатами Жогорку Кенеша, которые, пользуясь своим статусом народных избранников, переводят его в мирную плоскость, и не дают ему выплеснуться на улицы.
Эту роль Жогорку Кенеша подчеркивала и экс-президент Роза Отунбаева. Она отмечала, что и население начинает осознавать роль парламента и поэтому все недовольные митингуют именно у его стен.
При этом всем парламент выступает в роли эффективного противовеса исполнительной власти в лице правительства, постоянно контролируя его деятельность и кадровые назначения. Помимо этого Жогорку Кенеш ограничивал полномочия экс-главы государства Розы Отунбаевой, не позволяя ей выйти за рамки своих обязанностей. Однако сможет ли парламент выполнять эту роль при Алмазбеке Атамбаеве, остается вопросом.