«Полис Азия» опубликовал отчет «Политика управления этнокультурным многообразием в Кыргызстане: прошлое, настоящее, будущее»

Автор -

    Как сообщили сегодня, 26 января, представители аналитического центра «Полис Азия», данный отчет был опубликован центром при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан».

    В отчете содержится анализ практик управления этнокультурным многообразием в Кыргызстане в сфере языковой политики, системы формирования бюрократии, законодательства. Причем, как отметили сами авторы, в разные периоды времени конфликты на этнической основе в Кыргызстане были вызваны разными причинами.      

    «Если подобные конфликты начала 1990-х годов были связаны с наследием советской этнической политики, то современные конфликты имеют симбиоз причинно-следственных связей, локализующихся как в «наследии прошлого», так и в многочисленных ошибках современного государственного управления. В свете трагических событий 2010 года обнажилась тревожная тенденция массовой мобилизации этнических маркеров в условиях острой политической борьбы. Эти события визуализировали системный кризис государственного управления в сфере этнической политики, и сигнализировали о распаде остатков политики советского интернационализма в новых политических реалиях», — подчеркнули составители отчета.
             
    Наряду с этим, в отчете проанализированы инициативы государства в области языковой и информационной политики, а также роль Ассамблеи народов Кыргызстана в управлении этнокультурным многообразием в стране.

    «Следует отметить, что лозунг общего дома, визуализированный в Ассамблее, является сегодня одним из основных элементов попыток создания политики нового интернационализма не только для Кыргызстана, но и для Казахстана. В тоже время она содержит символический потенциал для построения гражданской нации», — отметили авторы.

    Что касается Концепции этнической политики и консолидации общества «Мекеним Кыргызстан», выдвинутой экс-президентом Кыргызстана Розой Отунбаевой после трагических июньских событий 2010 года в Оше и Джалал-Абаде, то она, по мнению составителей отчета, «направлена на постепенное устранение дискриминации, ксенофобии и этнического национализма в системе государственного управления  и обществе».

    В отчете также отмечено, что «в противовес данному документу был создан и подготовлен к принятию через парламент страны проект «Государственной Концепции национальной политики КР», подготовленный парламентской фракцией «Ата-Журт», и направленный на излишнюю политизацию этнического и языкового вопросов, которые являются крайне болезненными для кыргызстанского общества, еще не оправившегося после трагических межэтнических конфликтов 2010 года».

    «Как показывает история политического развития Кыргызстана последних 10 лет, вопросы прав этнических групп, языка, доступа к ресурсам становятся высококонфликтными за счет быстрой и массовой социальной мобилизации по признаку «свои» и «чужие», основой для которой служат не только этнические, но и региональные (север-юг) маркеры», — пояснили эксперты, добавив, что «для преодоления обнажившихся негативных тенденций необходимы ряд решительных, эффективных и долгосрочных действий, как со стороны власти, так и со стороны всех участников общественно-политического процесса в стране».

    К таковым, в первую очередь, авторы отчета причислили необходимость определения образа будущего государства и нации.

    «Выбор пути будет во многом зависеть от современных политических и общественных групп, формирующих текущую повестку государства. Этот выбор будет взаимосвязан с принципиальным решением, настроенным на продолжение политической модернизации, начавшейся с построением парламентской республики или откатом от нее. С учетом сохранения тренда на дальнейшую политическую модернизацию начавшиеся реформы постепенно будут все глубже проникать в общественные отношения, оказывая влияние на основополагающие каналы взаимодействия государства и общества», — резюмировали авторы отчета.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Поделиться