Эксперт Николай Кравцов о проблемах и будущем сектора энергетики Кыргызстана

Автор -
278

    KNews публикует интервью с экспертом в энергетической отрасли Николаем Кравцовым, который ответил на вопросы, касающиеся проблем энергосектора.

    Николай Кравцов входит в Наблюдательный Совет Инициативы прозрачности топливно-энергетического комплекса (ИПТЭК) при Министерстве энергетики и промышленности.

    Сейчас, в связи с инициативой прозрачности в сфере электроэнергетики, ведутся работы по раскрытию и публикациим информации. Скажите, насколько надежны данные, которые предоставляют сами компании, и как можно проверить их достоверность?

    Несмотря на один источник, энергетические компании предоставляют разные данные для Минэнерго и Наблюдательного совета ИПТЭК. Это заставляет о многом задуматься, но необходимо подчеркнуть, что ИПТЭК – это не орган дознания. Наша основная задача состоит в запуске механизма отслеживания в секторе путем постановки правильных вопросов и грамотного анализа предоставляемых данных.

    Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в энергосекторе? Можно ли говорить о каких-либо достижениях?

    Энергетические компании взяли на себя определенные обязательства перед обществом, которые должны выполняться согласно четырем основным составляющим: бесперебойность, надежность, качество и доступность электроснабжения. За последние 15 лет все эти четыре элемента были утрачены, теперь их необходимо восстановить. Есть специальные органы, которые призваны это делать, и в помощи ИПТЭК они не нуждаются, но мы должны отслеживать этот процесс. При нынешнем качестве работы энергокомпаний имеется большой риск прихода к полнейшему упадку. Сегодня в энергетике имеется прореха, из которой утекает около 100 миллионов долларов в год.

    100 миллионов долларов – это потери?

    Это технические и коммерческие потери электроэнергии, хищения финансовых средств, в том числе через приобретение материалов и оборудования по завышенным ценам, оплата невыполненных работ, затраты на устранение возникших аварий и ограничений электроснабжения потребителей.  

    За 2011 год только в распределительных компаниях зафиксированы технические потери в размере около 1 миллиарда 730 миллионов киловатт-часов электроэнергии. Прибавить к этому около 547 миллионов киловатт-часов коммерческих потерь, а это воровство и хищение чистейшей воды. Итого общие потери достигнут почти 2 миллиардов 300 миллионов киловатт-часов в год при средней стоимости одного 1 киловатт-часа в 1 сом.

    Денежные хищения прикрываются несуществующими абонентами, дебиторской задолженностью, переплатой за приобретаемое оборудование и товар (государственные закупки), причем, иногда переплата достигает пятикратной величины. Наглядным примером является ОАО «Северэлектро», где, по данным Счетной палаты, утрата ресурсов за 2009-2010 годы составила годовую выручку компании в размере 3 миллиардов 450 миллионов сомов. Поэтому, прежде чем требовать повышения тарифов, необходимо перекрыть основные пути утечки ресурсов.

    По итогам опроса, население не готово платить больше за электроэнергию…

    Это было заложено, когда в 1998 году тарифы впервые были существенно подняты с 14 тыйынов до 21 тыйына. Нужно повышать не тарифы, а обеспечить нормальное функционирование системы. Для этого необходимо построить новые объекты, либо усилить старые, а также выполнять все работы по обслуживанию энергооборудования.

    Насколько правдива информация об изношенности энергосистемы на 60 %?

    Я сомневаюсь в этих данных, потому что никто точно не высчитывал изношенность. Мы не знаем, сколько трансформатор или линия электропередачи может служить – 50 лет или 100 лет. Амортизация – это условная величина, а фактическая служба – это уже другой вопрос. Поэтому с заявлениями об изношенности системы нужно быть осторожными, поскольку ясная картина происходящего отсутствует.

    Энергосистема создается не в один день и не год, она создается десятилетиями, поэтому по прошествии 50-ти лет работы нельзя делать заявления об ее устаревании и негодности. Кто знает, сколько еще нам может послужить система после ее модернизации?

    Что Вы можете сказать по поводу объединенной энергетической системы Центральной Азии?

    Во время существования Советского Союза вся энергосистема региона работала без перебоев, присутствовали все четыре вышеуказанные ключевые составляющие и энергии было более чем достаточно. После развала Союза каждый из правителей решил, что получил независимость от соседей, но это оказалось не так. Соседние с нами страны стали вкладывать огромные деньги для налаживания работы энергосистемы внутри страны.

    Кыргызстан, к сожалению, ничего не делал. У нас по республике всего пять крупных электростанций: Токтогульская ГЭС – 1200 мегаватт, Курпскайская ГЭС – 800 мегаватт, Ташкумырская ГЭС – 450 мегаватт, Шамалдысайская ГЭС – 240 мегаватт, Учкоргонская ГЭС – 180 мегаватт. Исторически сложилось, что четыре последние станции выдают электроэнергию в Узбекистан, а потом мы получаем свою электроэнергию через их территорию.

    Для того чтобы была возможность получать электроэнергию напрямую, был разработан проект «Датка-Юг». Этот проект – вынужденная мера, на его осуществление потребовалось около 256 миллионов долларов. Китай согласился выступить в роли заемщика средств и исполнителя проекта. В ходе очень сложных переговоров с китайской стороной министру энергетики и промышленности Аскарбеку Шадиеву в феврале прошлого года удалось понизить цену проекта до 208 миллионов долларов и запустить его реализацию. Согласно контракту, заключенному с компанией ТВЕА (КНР), проект будет завершен в феврале 2013 года и тогда проблема независимого электроснабжения южных областей Кыргызстана будет решена.

    Кроме этого, есть еще одна проблема, которая корнями уходит лет на 30 назад. Энергия с каскада Токтогульских ГЭС подается на север Кыргызстана по двум линиям электропередач в 500 киловольт: первая от Токтогульской ГЭС до подстанции «Фрунзенская» в селе Чалдыбар, а вторая проходит по территории Узбекистана, Таджикистана и Казахстана, у которых имеются свои проблемы с энергообеспечением. Если эта обходная линия отключится, то дефицит электроэнергии на севере Кыргызстана в зимнее время составит около 740 мегаватт, который покрыть нечем. Кроме этого, за транзит по территориям Казахстана и Узбекистана Кыргызстан платит около 14 миллионов долларов в год. Поэтому сейчас назрела необходимость реализовать проект, которому уже более 30 лет – построить вторую внутреннюю линию электропередач «Датка-Кемин».

    Можно ли в данный момент говорить о каком-либо прогрессе в энергетике и позитивных моментах?

    Осязаемого масштабного прогресса пока нет, но механизм запущен. Процессы идут, но ждать того, что они завтра повсеместно дадут позитивные результаты, которые всем понравятся, было бы глупо. Однако некоторые фрагменты обновления распределительных электрических сетей уже проявились, основная масса обновления проявится ближе к осени 2012 года.

    Например, есть продвижение по обновлению и замене маломощного оборудования: из 600 трансформаторов, закупленных в Казахстане во второй половине прошлого года, 85 % уже установлены. Не установлены только в Нарыне, потому что там морозы и зимой такие вещи делать опасно из-за необходимости соблюдать определенную технологию монтажа электрооборудования. Также планируется до ноября 2012 года заменить почти 130 километров кабельных линий в Бишкеке и Оше. Кроме того будут подвергнуты масштабной реконструкции подстанции в узлах электроснабжения компаний «Национальная электрическая сеть Кыргызстана», «Северэлектро» и «Ошэлектро». Такая программа Министерством энергетики утверждена и ее реализация уже началась.

    Что происходит в сфере экспорта электроэнергии, в частности — в Афганистан и далее в Пакистан?

    На мой взгляд, никакого экспорта электроэнергии из Кыргызстана в Пакистан быть, в принципе, не может из-за наличия нескольких групп рисков. Например, расстояние от Кыргызстана до Пакистана больше 1,5 тысяч километров, из них 560 километров по территории Афганистана, где идет война. Какой нормальный человек начнет втягиваться с каким-либо проектом в воюющую страну? Это раз.

    Далее на пути из Кыргызстана в Афганистан лежит Таджикистан, который по мощностям генерации электрической энергии уже сегодня сильнее нас в 1,5 раза. У него и энергия дешевле, чем у нас. Скажите, он своего конкурента на «подведомственную» территорию просто так пустит? Кроме того, Таджикистан заявил, что весь проектный объем энергии летом (5 миллиардов киловатт-часов) он готов закрыть сам, без помощи Кыргызстана. Установит нам сегодня Таджикистан одну цену за транзит, а завтра повысит в 10 раз, и что будем делать?

    В Кыргызстане почему-то считают, что все стоят в очередь за нашей электроэнергией и ждут, когда мы им ее продадим. Ничего подобного! И этой неправде уже лет пять. Мы испортили отношения с нашими соседями, и в 2011 году было приложено много усилий, чтобы уговорить Казахстан купить у нас летний избыток электрической энергии, иначе пришлось бы вхолостую сбрасывать воду из Токтогульского водохранилища. Сегодня   максимальные мощности наших электростанций составляют всего-навсего 3 тысячи 500 мегаватт, тогда как мощности Таджикистана составляют 5 тысяч 300 мегаватт, что больше  наших в 1,5 раза.                 

    Узбекистан и Казахстан также впереди нас и догнать их уже невозможно. Построить мы ничего не можем – у нас нет ни сил, ни денег, ни людей. Отсутствует система подготовки кадров, нет специалистов даже для эксплуатации того оборудования, которое имеется.

    Как навести порядок в энергетике без грамотного менеджмента и корпоративного управления?

    Необходима правильная, налаженная и эффективная работа — без этого никогда ничего не изменится. Энергетика пока еще не в безнадежном состоянии, но надо целенаправленно работать. Необходимы специалисты, от которых будет отдача на общество, а не на интересы отдельных людей. Нужно менять систему управления, искоренять коррупцию, внедрять принципы добросовестного управления в энергосекторе – прозрачность и аргументированность принимаемых решений, подотчетность и ответственность за них перед обществом.

    К слову о прозрачности, проект экспорта электрической энергии из Кыргызстана и Таджикистана в Афганистан и Пакистан (CASA–1000) держался в секрете до середины 2009 года. Данный проект был предан огласке только благодаря вмешательству на тот момент депутата Жогорку Кенеша Розы Отунбаевой.

    Что Вы думаете по поводу приватизации энергетических компаний?

    Идея приватизации энергосектора под предлогом создания конкурентной среды – это введение людей в заблуждение. Конкуренция в энергосекторе может быть только на выработке, на передаче и распределении электроэнергии никакой конкуренции не будет и не может быть.

    Проблема не в том, кому принадлежат энергетические компании, а в осуществлении работы. Приватизация – это всего лишь инструмент смены собственника, но никак не гарантия улучшения работы. Компания, в том виде, в котором она существует, может и должна быть эффективной. Для этого необходимо работать над улучшением системы управления компаниями и отраслью в целом. 

    Какие проблемы есть в проекте по повсеместному внедрению счетчиков предоплаты?

    По данным отчета ЮСАИД от 2009 года, вложение крупных инвестиций в счетчики предоплаты является преждевременным, поскольку такие счетчики решают только проблему неуплаты за использованную электроэнергию, но не решают проблему хищений.

    В первую очередь необходимо систематизировать систему учета подачи электроэнергии, исключив неучтенных или несуществующих абонентов, снизить расходование электроэнергии на свои нужды энергокомпаниями, обеспечить поставки электроэнергии в соответствии со стандартами.         

    Нужно попробовать реализовать пилотные проекты по установке счетчиков предоплаты для проблемных потребителей – пансионаты, дома отдыха, санатории, бани, сауны и развлекательные заведения. Только потом можно поднять вопрос о необходимости повсеместной установки счетчиков предоплаты. При этом надо учитывать, что повсеместная смена приборов учета является весьма затратным мероприятием, на которое потребуется несколько лет и около 250 миллионов долларов.

    Поделитесь новостью