В Кыргызстане до 85 % детей дошкольного возраста не ходят в детские сады. О проблеме нехватки дошкольного образования K—News побеседовал с исполнительным директором международного общественного фонда «Инициатива Розы Отунбаевой» Жибек Койчукуловой.
Какая ситуация сложилась в сфере дошкольного образования?
На сегодняшний день дошкольным образованием у нас охвачены лишь 13,5 % детей соответствующего возраста. Получается, что большая часть — 86 % — не получает первое образование в своей жизни. У таких детей низкий уровень социальной адаптации, у них гораздо более низкие стартовые возможности по сравнению с другими детьми, когда такие ребятишки идут в первый класс.
Строго говоря, у нас катастрофическое положение с дошкольным образованием: не хватает детских садов, помещений, методики преподавания достаточно устаревшие. В то же время, в мировой практике есть хороший опыт внедрения альтернативных моделей дошкольных учреждений образования, таких как общинные детские сады. Кроме того в государственных и частных детсадах практикуются краткосрочные трех-, пятичасовые курсы.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о такой альтернативной практике.
Ребенку не всегда обязательно находиться в детском саду целый день с 8.00 часов утра и до 19.00 часов вечера. Если дома есть бабушки и дедушки, если родители не работают, у них нет возможности оплачивать уход за ребенком, то дети из таких семей могут посещать краткосрочные курсы и получать гарантированную государственную базу именно в плане образования.
Детский сад – это сочетание образования и ухода. К последнему относятся сон, питание, игра. При этом на образование тратится меньшая часть всего того времени, которое ребенок проводит в дошкольном учреждении. Стоимость пребывания одного ребенка в муниципальном детском саду составляет около 1 тысячи сомов в месяц, в основном эта сумма покрывает именно вторую часть – уход за ребенком.
Когда у семьи нет возможности оплачивать пребывание ребенка в садике в течение целого дня, они могут платить по минимуму — за то время, которое отводится на образование. Это будет гораздо дешевле, чем полная стоимость — может быть, 200-300 сомов в месяц. При этом ребенок получит базовый стандарт образования и развития на хорошем уровне, у него повысится социальная адаптивность, он будет более толерантен. На базе детсада он увидит, что такое многообразие, поликультурность, что такое многоязычие – ведь он будет общаться с детьми другой национальности, будет играть и изучать сказки на других языках. Возможности у такого человечка в жизни — и экономические, и социальные — будут выше, чем у тех, кто не посещал детские сады.
Что с реализацией программы? Она уже началась?
23-24 апреля состоялось стартовое мероприятие в рамках этого направления. Это был обменный визит для заместителей акимов по социальным вопросам Иссык-Кульской и Таласской областей в Ошскую область, в Алайском и Карасууйском районе которой при поддержке Фонда Ага-Хана и Детского фонда ООН внедряются альтернативные модели дошкольных образовательных учреждений. Если говорить конкретно, то это – садики на джайлоо.
В такие сады ходят дети, которые вместе с родителями проводят по три-четыре месяца на джайлоо, на пастбищах. Семьи таких ребят занимаются животноводством, а сами они до пяти-шести лет не ходят в дошкольные учреждения. Садики на джайлоо позволяют им хотя бы последний год перед школой, последние месяцы перед сентябрем посетить садик и в течение короткого срока научиться читать, писать.
Педагоги отбираются из тех семей, которые сами занимаются животноводством, но при этом воспитатели имеют педагогическое образование и соответствующий диплом и проводят занятия по государственным стандартам. Оплата при этом минимальная, родители могут платить как финансово, так и натуральными продуктами.
Так как модель садиков на джайлоо еще не взята государством как альтернативная модель общинных детских садов, то поддержка идет со стороны органов местного самоуправления.
Что касается визита, то представители районных администраций Таласской и Иссык-Кульской областей увидели много положительного. В обменном визите принимали также участие заместители губернаторов по социальным вопросам Нарынской и Джалал-Абадской областей. Результатом встречи стало то, что уже этим летом Нарынская областная госадминистрация собирается внедрять этот опыт в долине озера Сонкуль.
Эта модель внедрялась на юге – в Баткенской и Ошской областях – последние два года. В одном садике на джайлоо не могут одновременно обучаться более 10-15 человек, но при этом это – малозатратная модель, она охватывает те месяцы, когда дети свободны, когда есть климатические условия – тепло, не нужны какие-то специальные инфраструктурные вложения, и по себестоимости выходит достаточно маленькая сумма.
Таким образом, это — одна из дополнительных возможностей охватить большее количество детей дошкольным образованием. Это, конечно же, не решит проблему полностью, необходимо внедрять краткосрочные курсы повсеместно на уровне государственной политики. И именно эти краткосрочные курсы позволят увеличить количество охваченных дошкольным образованием детей с 13 % ну хотя бы до 20-25 %.
Кроме введения таких альтернативных моделей, какие еще мероприятия предполагает ваша программа?
Мы в целом планируем работать для улучшения государственной политики в области дошкольного образования. За последние 20 лет со стороны госбюджета не было выделено денег на постройку ни одного детского садика. Все новые сады строятся на деньги органов местного самоуправления, при этом в госбюджет ежегодно закладывается строительство пяти-шести школ. Сегодня надо сдвигать приоритеты на уровне госполитики в сторону дошкольного образования: нужно выделять на него деньги, нужно смотреть на вопрос подготовки кадров и повышения заработной платы педагогам, которые занимаются с нашими детками в самый важный период – с 2 лет и до момента, когда они идут в школу.
Кроме этого, мы собираемся пилотировать в Чуйской, Иссык-Кульской и Таласской областях инфраструктурную поддержку – строительство и ремонт — около 20 детсадов.
Это будет делаться на деньги доноров или вы намерены привлекать все-таки финансы из государственной казны?
Этот вопрос должен решаться комплексно. При постоянной поддержке доноров на системном уровне мы этот вопрос не решим – обязательно должна быть политическая воля со стороны государства. Для создания инфраструктуры, для ремонта мы будем привлекать гранты от донорских организаций. Но нужно при этом изменять политику государства, изменять ее в части финансирования. Необходимо, чтобы вопрос дошкольного образования стоял одним из первых на повестке дня – как парламента, так и правительства.
Как Вы считаете – хотя бы приблизительно – когда будут первые ощутимые результаты?
Это очень сложный вопрос. Сейчас нужно работать на увеличение количества детей, охватываемых дошкольным образованием. Мы надеемся, что хотя бы через пять лет мы повысим их количество на 5 %.
Но, понимаете, то, что ставится в рамках одного проекта, одной организации — это очень маленький охват и очень маленький вклад. Если государство все-таки повернется лицом к этому вопросу, то нужно стремиться в рамках стратегии образования увеличить этот количественный охват ну хотя бы до 30-35 % к 2020 году.
Сейчас идет сбор данных, проведение исследований. Особенное внимание мы уделяем анализу потребностей в трех пилотных областях на уровне айыл окмоту, где есть детсады, где есть инфраструктура, где есть желание и возможность от самого местного самоуправления и сообщества. Если самоуправление не будет включено в этот процесс, то какие бы хорошие деньги не были вложены на местах, они не принесут устойчивого результата.
После того, как мы проведем вот этот анализ, отбор, с осени мы уже начинаем работать. Запуск садиков на джайлоо в Нарынской и Чуйской областях мы планируем уже с июля.