Айнагуль Самидинова: «Онлайн-фермерство внедряет новые технологии и модели в агробизнес»

Автор -
430

    13 фермеров из Чуйской области стали участниками нового социального проекта «МБФ Ферма», призванного внедрить Интернет и технологии в сельское хозяйство, а также привлечь городских жителей в агробизнес. Теперь любой интернет-пользователь может обзавестись своей онлайн-фермой и в назначенное время получать натуральные продукты к столу. О фермах нового поколения K-News побеседовал с Айнагуль Самидиновой, исполнительным директором ОсОО МКК «Мол Булак Финанс» – компании, которая реализовывает проект.

    Айнагуль Насирдинбековна, расскажите, пожалуйста, кому принадлежит идея онлайн-фермы и каковы цели проекта?

    Идея была использована виноделами в Италии. Вообще, мы верим в философию «открытых идей», когда одна идея блуждает по умам разных людей, и каждый додумывает, улучшает ее. В нашем случае, кто-то прочитал про итальянских виноделов, кто-то поделился проблемой, что хотел бы держать баранов, но не имеет возможности, кто-то посетовал на отсутствие органических магазинов и нехватку времени для походов на базар, а фермеры жаловались на нестабильный спрос. Собрав все проблемы, мы пытались решить комплексную задачу. И как нам кажется, получилось.

    Цель проекта «МБФ Ферма» – попытаться хотя бы в какой-то степени внедрить технологии в сельское хозяйство. Эта отрасль будет иметь огромное значение, так же, как и качество еды в будущем. Только технологии – а это не просто компьютеры, но также новые модели бизнеса, оптимизация ресурсов, образовательный компонент и учет трендов – способны вывести отрасль на уровень с меньшими колебаниями в цене и рисках.

    Проект дает возможность фермерам ознакомиться с Интернетом, научиться планировать средства, приобрести новых клиентов и изучить их стандарты и требования. Мы даем возможность добавить ценность в привычную деятельность, вводя прилагательные, которые дают разницу в степени удовлетворенности клиентов. Например, не продукты, а органические продукты; не агробизнес, а устойчивый и доходный агробизнес; не обучение, а прикладное обучение и так далее.

    Наше видение, что через несколько лет фермерам не нужно будет сидеть на пыльных базарах и ходить по дворам, продавая продукты. Они смогут прямо на полях общаться с нами, онлайн-пользователями, посредством Интернета и принимать заказы.

    Каким образом шел отбор фермеров для участия в проекте?

    Всего в пилотную версию проекта вовлечены 13 фермеров из Чуйской области. При отборе мы, в основном, смотрели на практический опыт в сельском хозяйстве, открытость к инновациям, желание обучаться, наличие детей в семье. Мы специально искали семьи с детьми, потому что дети быстрее обучаются технологиям и помогают родителям освоить компьютерную грамотность, а проект предполагает использование нетбуков для выхода в Интернет, коммуникации с онлайн-фермерами через личные сообщения, подготовку фотоотчетов. Мы хотим, чтобы это стало семейным бизнесом, где дети обучают родителей технологиям, а родители передают им знания по сельскому хозяйству.

    Идея действительно очень оригинальная. Не могли бы Вы рассказать, как работает онлайн-ферма, что необходимо для участия в ней интернет-пользователей?

    «МБФ Ферма» работает по принципу популярной онлайн-игры «Farmville», где пользователь выбирает участок или домашнее животное и ухаживает за ним онлайн. Только в нашем случае, онлайн-фермер в итоге получает вполне реальный экологически чистый урожай. К примеру, фермер-помощник Гульназ Белекова на участке в три сотки выращивает помидоры для ресторана «Hyatt Regency Kyrgyzstan».

    Для начала нужно зарегистрироваться на сайте «МБФ Фермы» и завести свою ферму. Можно на свой выбор засеять овощи на огороде на понравившемся по размеру участке, завести живность. По каждому животному предлагаются разные виды пакетов. Например, можно завести барашка на «приплод», и тогда в конце года онлайн-фермер получит не одного барашка, а двух. Или завести курочку на яйца, тогда все яйца, которые снесет курица с июня по декабрь 2012 года (а это до 120 яиц), будут принадлежать онлайн-фермеру. Цены варьируются от 403 сомов и выше. Все зависит от предпочтений пользователя.

    Помимо свежих продуктов, мы хотим предложить пользователям фермы новую услугу – сделать варенье из заказанной клубники, засолить помидоры или отправить другу подарочную корзину из свежих овощей.

    Оплатить можно через интернет-банкинг или наличными в кассах банков. На сайте работает электронный кошелек, то есть оплата идет электронными деньгами. Как только ферма оплачена, фермер-помощник принимается за индивидуальный заказ онлайн-фермера и начинает либо засев, если это огород, либо уход за животным, если это кошара.

    Каким образом поддерживают связь онлайн-фермер и фермер-помощник?

    Они обмениваются личными сообщениями на сайте. Компания «Мол Булак Финанс» предоставила каждому фермеру по нетбуку и USB-модемы, провела тренинги по компьютерной и интернет-грамотности. Сегодня наши фермеры на полях делают фотографии, загружают их своим клиентам, следят за статусом задач, поставленных агроконсультантами. Это чем-то напоминает хронику в Facebook, но без возможности комментирования.

    Сколько может заработать реальный фермер, участвуя в проекте?

    При отборе фермеров мы вместе с ними составляли бизнес-план. Они сами понимали, что участие в проекте сокращает расходную часть за счет отсутствия аренды мест на базарах после сбора урожая или откорма животного и повышает доходную часть за счет отсутствия посредников. Более того, фермер может установить цену за свою продукцию выше, чем он сбывает оптовикам, но для конечного потребителя, это в любом случае, будет ниже, чем в магазинах и на рынках города.

    По итогам составления бизнес-планов мы сравнили доходы и чистую прибыль от одинакового размера участка до и после, и выяснилось, что доходы от участия в проекте увеличиваются на 50 %, причем онлайн-ферма обеспечивает фермерам гарантированный канал сбыта. Как правило, фермеры в Кыргызстане не всегда уверены, продастся ли их урожай, как это было в этом году с капустой в Чуйской области и картофелем в Иссык-Кульской области.

    А в чем выгода для пользователей?

    Во-первых, это здоровые продукты. Часто на базаре мы не знаем, в каких условиях выращены продукты, откуда они. В онлайн-ферме вы следите за процессом выращивания, и появляется уверенность, что продукты экологически чистые.

    Во-вторых, это экономия времени. У горожан часто не бывает времени сходить за продуктами в магазин, не говоря уже о возможности ухаживать за своим огородом. Онлайн-фермерство удобно с точки зрения привычной среды для нового поколения «touchscreen».

    В-третьих, это экономия денег. Если сравнивать цены, например, по разделу «Огород», то на «МБФ Ферме» цены ниже, чем на рынках Бишкека. Притом, что в стоимость входит бесплатная доставка от 1 до 16 раз в зависимости от культуры.

    Конечно, онлайн-ферма дает эмоциональное удовлетворение от владения ею и чувства того, что вы помогаете другим людям работать и жить лучше, не вырабатывая синдром зависимости.

    Сколько человек уже завели онлайн-фермы?

    Проект запущен 14 апреля, и на сегодняшний день уже зарегистрировалось 165 участников, из них 65 завели себе онлайн-фермы с 1 мая. Теперь начинается самая интересная пора – отслеживание своих владений в режиме онлайн. Например, своей онлайн-фермой обзавелся Фонд «Сорос-Кыргызстан».

    Заказы по животным открыты до 1 июня, поэтому у желающих еще есть возможность познать преимущества онлайн-фермерства, заказав птицу или скот.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Поделиться