Одним из основных и наиболее скандальных предметов политического обсуждения на уходящей неделе стало заявление посла США в России Майкла Макфола, который обвинил российские власти в том, что в 2009 году они подкупили Курманбека Бакиева.
«Я не буду дипломатичным, скажу прямо — ваша страна в 2009 подкупила Кыргызстан, чтобы американцев вышвырнули из «Манаса». Вы предлагали большие взятки господину Курманбеку Бакиеву за это. Мы также предлагали взятку – примерно в десять раз меньше – но это не сработало», – заявил Майкл Макфол.
Ответная реакция Министерства иностранных дел России последовала практически незамедлительно: российские дипломаты отметили, что заявления американского посла восприняты «с крайним недоумением».
«Оценки взаимодействия России и США выходят далеко за грань дипломатического этикета, а по сути представляют собой преднамеренное искажение ряда аспектов российско-американского диалога», – сообщили в МИД.
Свою оценку высказываниям Майкла Макфола дали и кыргызстанские политики. Экс-министр иностранных дел и доктор политических наук Аликбек Джекшенкулов сообщил K—News, что заявление американца – не более чем очередная попытка давления на руководство Кыргызстана касательно Центра транзитных перевозок «Манас».
«Заявления Макфола не соответствуют статусу дипломата. Но американские дипломаты часто выражают свою позицию по внутренним делам разных стран, в том числе Кыргызстана. Почему-то для дипломатов США считается позволительным делать такие заявления. И на этот раз Макфол тоже высказал такие вещи, о которых лучше бы не говорить», — таким мнением с K—News поделилась член парламентского Комитета по международным делам и депутат от правящей партии СДПК Галина Скрипкина.
В Госдепартаменте США также озвучили официальную позицию по этому вопросу. По словам представителя Госдепа Виктории Нуланд, Россия неверно интерпретировала слова Майкла Макфола о ситуации вокруг авиабазы «Манас».
«Речь Макфола была посвящена преимуществам «перезагрузки» отношений между США и Россией. Во время вопросов и ответов что-то из его слов было неверно понято и интерпретировано МИД России. Он хотел сказать, что в нынешней ситуации у США и России крепкие отношения с Кыргызстаном, который играет важную роль для поддержки войск НАТО. Макфол сопоставил это с былыми советскими временами, когда мы соревновались в подобных вопросах. Каким-то образом российское правительство поняло это неправильно, сейчас они пытаются выяснить этот вопрос в Москве», – отметила представитель Госдепартамента США.
Слово в свою защиту не преминул сказать и сам Майкл Макфол. Дипломат отметил, что был удивлен официальной реакцией на свое выступление, и пообещал впредь более дипломатично говорить о международных отношениях.
«Суть моего экскурса в прошлое заключалась не в «распространении вопиющей лжи», а в том, чтобы наглядно показать, что именно мы преодолели, отказавшись от устаревших способов ведения дипломатии предыдущих эпох. Возможно, мне не стоило говорить так красочно и прямолинейно. С этим я согласен, и впредь буду стараться говорить более дипломатично», — написал посол в своем интернет-блоге.
В то же время в начале уходящей недели министр иностранных дел Руслан Казакбаев сообщил K-News о том, что Кыргызстану еще предстоит обсудить с НАТО плату за транзит военных грузов. Напомним, соответствующее соглашение было заключено на прошлой неделе, 23 мая.
В минувший вторник, 29 мая, президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев принял Николаса Холланда — генерального директора международной горнодобывающей компании «Голд Филдз Лтд.», входящей в четверку крупнейших компаний-производителей золота в мире. Гость рассказал, что в компании рассматривают возможности расширения своей деятельности в Кыргызстане.
В тот же день в СМИ передали предупреждение о возможной смене руководства в муфтияте. Сотрудники пресс-службы Духовного управления мусульман Кыргызстана сообщили, что в Кыргызстане «действует группа, желающая свергнуть действующего муфтия Чубака ажы Жалилова».
«Это так называемый «черный квадрат», состоящий из четырех преступных элементов: некоторые чиновники Аппарата президента, Госкомиссии по делам религий, Госкомитета нацбезопасности и криминалитет, прикрывающиеся религией. К «черному квадрату» имеют причастность руководитель Аппарата президента Жанторо Сатыбалдиев, директор Госкомиссии по делам религий Абдилатиф Жумабаев, экс-заместитель муфтия по южному региону Убайдулла Сарыбаев и некоторые сотрудники ГКНБ. Они грубо вмешиваются во внутренние дела религиозной организации и тем самым нарушают Конституцию», — заявили в пресс-службе.
На неделе ряд внешнеполитических визитов совершил премьер-министр Кыргызстана Омурбек Бабанов. Так, 29-30 мая он принял участие в заседании Совета глав правительств стран СНГ, состоявшемся в Ашхабаде (Туркменистан). В ходе этой поездки Омурбек Бабанов встретился с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым: в частности, стороны обсудили открытие туркменского посольства в Бишкеке и запуск прямых авиарейсов между Бишкеком и Ашхабадом.
Там же, в Ашхабаде, кыргызстанский премьер-министр встретился со своим коллегой из Казахстана Каримом Масимовым: главы двух правительств обсудили подготовку к предстоящему заседанию межправительственного кыргызско-казахстанского совета, который пройдет в июле текущего года в Казахстане.
Вопросы двустороннего сотрудничества в сферах энергетики, транспорта, инфраструктуры Омурбек Бабанов обсудил с главой российского правительства Дмитрием Медведевым.
Сразу после визита в Туркмению премьер-министр Кыргызстана отправился в Южную Корею. В Сеуле он посетил компанию «PARK & OPC», где выпускается оборудование для изготовления защищенных документов. Предприятие заинтересовало Омурбека Бабанова с точки зрения поставки оборудования для изготовления паспортов в Кыргызстан. Позже кыргызстанский политик провел двустороннюю встречу со своим корейским коллегой Ким Хван Сиком. Премьер-министры обсудили вопросы заключения договора о свободной торговле между двумя странами, увеличения квоты для кыргызстанцев, желающих работать в Корее, возможности инвестирования корейского капитала в кыргызстанскую экономику, в частности — в сферу горнодобывающей отрасли, энергетики и телекоммуникаций.
Кроме того, пребывая в Южной Корее, глава кыргызстанского правительства встретился с генеральным секретарем ОБСЕ Ламберто Занньером: стороны обсудили вопросы дальнейшего сотрудничества.
На неделе президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев подписал ряд законов. Так, в силу вступили следующие законодательные изменения: акционеры, защищая свои права, могут не присутствовать на судебном заседании; запрещать экспорт нефти и газа из Кыргызстана теперь стало возможно на правительственном уровне. Согласно еще одному подписанному главой государства закону, госслужащие теперь лишены права осуждать действия вышестоящих органов или должностных лиц, за исключением доказанных случаев причинения ущерба государственным и общественным интересам.
В минувший четверг, 31 мая, стало известно о публикации нового отчета о событиях июня 2010 года в Оше. Доклад объемом в 202 страницы готовился с 18 июня 2010 года. Его авторы — правозащитники российской организации «Мемориал» и Норвежского Хельсинкского комитета — провели более 300 интервью, собрали около 550 видеозаписей и 3 тысячи фотографий. Текст отчета доступен на сайте K—News.
Завершилась неделя заседанием Совета обороны Кыргызстана. Открывая встречу силовиков, главнокомандующий Вооруженными силами республики — президент Алмазбек Атамбаев заявил, что Концепция национальной безопасности, предложенная на рассмотрение Совета, «идентифицирует круг национальных интересов Кыргызстана». Эти интересы, по его словам, «не предполагают какой-либо конфронтации с другими странами».
«Выбор стратегического партнерства с Россией, а также стремление к региональному стратегическому партнерству с братскими странами вызваны исключительно интересами нашего народа», — в частности сказал глава государства.
На этом же заседании Алмазбек Атамбаев призвал участников признать тот факт, что борьба с коррупцией в Кыргызстане тормозится еще на организационной стадии.
«Прошло уже 4 месяца с момента принятия предыдущего решения Совета обороны относительно мер по противодействию коррупционным проявлениям в обществе. Да, определенные сдвиги появились, но граждане до сих пор не поверили в стремление власти искоренить коррупцию. Наверное, мы заслужили это отношение – решительных мер нет. Целый пакет законопроектов был передан правительству и за четыре месяца они не дошли до Жогорку Кенеша – это трудно расценить как решимость бороться с коррупцией», — отметил президент.