Неделя началась с новости о том, что в Оше появится государственное предприятие «Кыргызкомур» при Министерстве энергетики и промышленности КР путем слияния ГП «Комур» и «Кара-Кече». В его функции входит:
— обеспечивать население, бюджетные организации и предприятия топливно-энергетического комплекса углем;
— оказывать содействие предприятиям угольной отрасли, заключившим соответствующие договора, в части обеспечения углем населения, бюджетных организаций, а также предприятий топливно-энергетического комплекса.
Также в понедельник, 18 июня, стало известно, что дефицит республиканского бюджета увеличился на 2 миллиарда сомов. Об этом сообщил министр финансов Акылбек Жапаров на обсуждении поправок в закон «О республиканском бюджете на 2012 год».
Так, с учетом падения экономических показателей, дефицит бюджета на 2012 год составит 18 миллиардов 497,3 миллионов сомов. Это на 2 миллиарда сомов больше первоначального показателя в 16 миллиардов сомов. За счет чего будут покрываться дополнительные расходы бюджета, министр финансов не сообщил.
Во вторник, 19 июня, рабочая комиссия Антикоррупционной службы Госкомитета национальной безопасности и Министерства энергетики и промышленности обнародовала данные об объемах электроэнергии, купленной посредническими распредкомпаниями у государства в 2011 году.
В прошлом году частные распределительные энергетические компании (РЭК) закупили у государства 207 миллионов 705 тысяч 750 киловатт-часов электроэнергии на сумму в 135 миллионов 241 тысячу 800 сомов.
Так, покупая электричество у ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана» по цене 13,76 тыйынов за 1 киловатт-час и у ОАО «Электрические станции» по цене от 24,43 до 89,74 тыйынов за 1 киловатт-час, частные фирмы продавали абонентам энергию по цене, доходящей до 132,7 тыйынов за 1 киловатт-час.
По словам и.о. председателя Совета директоров ОАО «Северэлектро» Сапарбека Аргымбаева, от деятельности частных распредкомпаний «Северэлектро» ежегодно теряет около 65 миллионов сомов.
«Постановлением исполнительного совета ТЭК, председателем которого является Аскарбек Шадиев (министр энергетики и промышленности – прим. ред.), были установлены тарифы на электроэнергию для частных компаний. Но, как оказалось, на самом деле цены были ниже заявленных. Так, ОсОО «Биэл-Электрик» получило 24,6 миллиона киловатт-часов. Фактическая цена электроэнергии была ниже установленной на 4,06 тыйына. Из-за этого потери энергосектора составили 640 тысяч сомов», — сообщил Сапарбек Аргымбаев.
В тот же день министр энергетики и промышленности Аскарбек Шадиев рассказал, что счетчики предоплаты за электроэнергию и газ в первую очередь будут установлены в крупных городах Кыргызстана. Приборами будут оснащены субъекты малого и среднего бизнеса, куда относятся гостиницы, сауны и другие развлекательные учреждения. Первая партия приборов составит 30 тысяч единиц.
По данным министра экономики и антимонопольной политики Темира Сариева часть акций «РСК Банка» будет выставлена на IPO (первичное публичное размещение) на мировых биржах, хотя банк вошел в список стратегических объектов, которые не подлежат приватизации.
Одной из главных тем недели стал законопроект Национального банка КР «О платежной системе КР», согласно которому регулирование рынка платежных систем передается исключительно банкам. В связи с недовольством в бизнес-сообществе во вторник, 19 июня, представители НБ КР дали разъяснения. Начальник Управления платежных систем НБ КР Эвелина Лелевкина рассказала, что этот законопроект идет в прямой связке с другим законопроектом «О внесении изменений в закон «О лицензировании». Теперь операторы платежных систем и платежные организации должны либо получить лицензию, либо заключить агентский договор с коммерческими банками. НБ КР считает, что эта мера обеспечит надежность и безопасность национальной платежной системы, защитит права потребителей и сократит теневой оборот наличных денег.
В среду, 20 июня, в Ассоциации операторов связи (АОС) заявили, что законопроект «О платежных системах» затруднит работу операторов связи и будет тормозить развитие связи в регионах республики.
В АОС предположили, что на этапе вступления в силу таких требований операторы могут потерять до 85 % платежей, принимаемых их партнерами (дилерами). Связано это с тем, что, во-первых, существенная часть агентов по приему платежей находится в регионах республики, где отсутствует расчетно-кассовое обслуживание банков второго уровня; во-вторых, согласно требованиям, предусмотренным в проекте закона, нашим действующим агентам придется заключить агентские договоры с банками, чтобы стать их субагентами.
Сегодня невозможно оценить, какие требования банки будут выставлять к своим субагентам и как они планируют зарабатывать на этих платежах. Не исключено, что стоимость пополнения баланса может стать дороже, поскольку возникнет двойная комиссия (комиссия субагента, комиссия банка).
В продолжение темы, НБ КР выразил готовность регулировать деятельность Государственного банка развития, однако для этого необходимо выдать ему лицензию.
«Но у нас есть некоторые вопросы по надзору за Госбанком. В законе указано, что он не нуждается в лицензии Нацбанка на осуществление деятельности, однако при этом остается под нашим надзором. По нашему положению Нацбанк выдает лицензии банкам и на основании документа устанавливает экономические нормативы. Но отсутствие лицензии означает отсутствие экономических нормативов», – пояснил замглавы НБ КР Заир Чокоев.
В настоящее время 60 % всего оборудования теплосетей Бишкека полностью выработало свой ресурс. Такие данные в среду, 20 июня, привел генеральный директор ОАО «Бишкектеплосеть» Мирбек Батаканов. Он отметил, что в год происходит около 400 повреждений — это более одного повреждения в день, а из-за этого растут затраты. Для того, чтобы снизить потери теплоэнергии на 1 %, необходимо затратить 500 миллионов сомов, а в Бишкеке потери составляют 20 %.
ОАО «Кыргызгаз» не ожидает снижения цен на газ, поскольку Кыргызстан полностью зависит от поставок из Узбекистана и Казахстана. Задолженность «Кыргызгаза» перед компанией-поставщиком АО «КазТрансГаз» составляет 3 миллиона долларов, а перед «УзТрансГаз» — 350 тысяч долларов.
Ряд экспертов негативно отнесся к предложению Жогорку Кенеша национализировать ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани». Директор Института государственного и муниципального управления при Академии управления при президенте КР, кандидат экономических наук Толонбек Абдыров считает, что это ударит по инвестиционной привлекательности Кыргызстана.
По мнению аналитика Центральноазиатского института свободного рынка (CAFMI) Азиза Исы национализация нанесет большой вред предприятию, поскольку государство не имеет возможности и ресурсов для управления им.
«Я могу только сожалеть и надеяться, что решение парламентской комиссии – это не решение всего Жогорку Кенеша. Кыргызстан не сможет самостоятельно содержать рудник. У нас недостаточно квалификации на государственном уровне. Подобного рода эксперименты обычно приводят к бедствиям и нищете народа. Все факты национализации под эгидой государства до сих пор негативно влияют на инвестиционную привлекательность страны», — в свою очередь сказал эксперт Эмиль Уметалиев.
Введение налога на добавленную стоимость (НДС) на роуминг и межсетевое соединение является нарушением обязательств Кыргызстана перед Международным союзом электросвязи и приведет к двойному налогообложению и повышению стоимости услуг сотовой связи для абонентов. В четверг, 21 июня, Ассоциация операторов связи обратилась к Министерству экономики и антимонопольной политики с просьбой исключить этот пункт из законопроекта по внесению изменений в Налоговый кодекс КР.
В Департаменте по развитию конкуренции при Министерстве экономики и антимонопольной политики распространили информацию о снижении цен на цемент в Кыргызстане. С таблицей цен с 12 по 18 июня можно ознакомиться здесь.
Специалист по маркетингу и брендингу территорий Международного делового совета Максат Чакиев в четверг рассказал о необходимости государственной поддержки в продвижении и создании имиджа Кыргызстана на международной арене.
По его словам, во всех странах имидж одобряется, защищается и финансируется правительством. Поэтому он предложил создать специальную некоммерческую структуру по развитию и продвижению туризма в Кыргызстане и территориального или отраслевого бренда. Для создания целостного бренда Кыргызстана необходимо провести исследование, анализ, позиционирование, разработать стратегию продвижения туризма. Все компоненты бренда должны быть адаптированы под правительственные (отраслевые) программы и работать на единый имидж страны.
Наличие бренда даст четкое представление о Кыргызстане, отличит его от соседних стран-«станов», повысит капитализацию страны, формирует инвестиционную и туристическую привлекательность, увеличит конкурентоспособность на международном рынке и снимет социальную напряженность внутри страны.
В продолжение темы туризма, член Совета по продвижению и развитию туризма Кыргызстана Владимир Комиссаров рассказал, что в прошлом году на туризм было выделено 8 миллионов сомов, но до отрасли дошел только 1,2 миллион сомов, остальные средства были потрачены на совершенно другие вопросы. В этом году в бюджете заложены 7 миллионов сомов, но еще ни тыйына не поступило, хотя уже прошло полгода, и туристический сезон начался.
В пятницу, 22 июня, председатель НБ КР Зина Асанкожоева на заседании Жогорку Кенеша проинформировала, что золотой запас Кыргызстана составляет 2 тонны 800 килограммов золота. В тройских унциях это составляет 89,5 тысяч.