С апреля этого года специалисты микрокредитной компании «Мол Булак» проводят для своих клиентов агроконсультации по растениеводству, садоводству, животноводству, птицеводству и фермерской экономике. О целях и первых результатах проекта K—News рассказал Сыргак Кадыралиев – менеджер по агроконсультациям «Мол Булак».
Расскажите, пожалуйста, о деятельности компании в сфере агроконсалтинга? В чем заключается главная ее цель?
Большая часть клиентов микрокредитнго сектора – это сельские жители. А они, как правило, занимаются сельским хозяйством. Кыргызстан – аграрная страна, так было в советское время, так остается и сейчас. На сегодняшний день четверть ВВП республики дает сельское товаропроизводство. Это и растениеводство, животноводство, птицеводство. Конечно, в этих отраслях есть свои проблемы – очень низкая урожайность культур, низкая производительность животноводческой продукции.
Так получилось, что после развала Советского Союза и аграрной реформы все сельские жители получили свои земельные наделы и скот, а практические навыки ведения хозяйства – нет. Если они даже что-то умели делать, им стало трудно выживать в новых условиях рыночной экономики.
К примеру, на сегодняшний день, по статистике, средний удой молока от одной коровы составляет всего лишь 5-7 литров. Можно сказать, что корова даже не оправдывает тех средств, которые в нее вложили – корм, уход, вакцинация. В растениеводстве похожая ситуация. А ведь фермеру мало взять кредит, нужно еще выплатить основную его часть, проценты и, при этом, получить прибыль. При существующем положении дел это не так просто. Поэтому мы создали отдел агроконсалтинга и начали обучать наших клиентов, как успешно вести хозяйство и зарабатывать на этом деньги.
На данный момент в нашей компании работают 9 агроконсультантов по всей республике. Мы условно поделили Кыргызстан на 4 зоны: южная зона – Ош и Баткен, центральная зона – Джалал-Абад, восточная зона – Иссык-Куль и Нарын, западная – Чуй и Талас. В каждой из них у нас работают по 2 сотрудника – один специалист по растениеводству и один – по животноводству.
Чем именно занимаются сотрудники отдела в регионах?
С апреля этого года мы начали проводить тренинги, и за это время, в общей сложности было проведено 286 тренингов. Более 3,5 тысяч фермеров прошли обучение у нас. Темы тренингов мы выбираем соответственно с текущей ситуацией. Их много: как нужно обрабатывать почву, выбирать семена, бороться с вредителями, как кормить и содержать скот, как повышать продуктивность. Кроме этого, мы обучаем наших клиентов основам фермерской экономики: ведение учета хозяйства, составление бизнес-планов, расчет прибыли. Наши тренеры выезжают в села, проводят обучение на фермах, объясняя и показывая на практике, что и как нужно делать. Иногда мы устраиваем тренинги в офисах компании.
Нашим клиентам, конечно, это идет на пользу, потому что, когда они все делают правильно, соблюдают все агротехнические нормы, соответственно повышается урожайность и их прибыль.
Какую еще работу Вы проводите с фермерами?
Мы прослеживаем ситуацию в аграрном секторе. Например, следим за вспышками болезней животных и информируем наших кредитных специалистов на местах, а они, в свою очередь передают это клиентам. Сейчас фермерам не хватает информации о том, где и что можно взять, какая ситуация на рынке, каких продуктов много, каких недостаточно. В прошлом году по этой причине вырастили слишком много капусты, и в итоге, многие фермеры не смогли ее продать и потеряли деньги. Чтобы такое не повторялось, мы анализируем ситуацию на рынке и стараемся предупреждать наших фермеров.
Также мы сейчас работаем в направлении объединения фермеров – создания союзов и ассоциаций крестьянских хозяйств. Так сложилось, что у нас нет слаженной системы взаимоотношений между производителями и покупателями, и от этого страдают все.
Допустим, фермер вырастил помидоры, себестоимость вышла 4-5 сомов за килограмм. На рынке они стоят 20 сомов, но перекупщики отказываются давать более 6 сомов. А у крестьян нет возможности самим продавать – нужно следить за хозяйством. Вот и получается, что из-за нечистых на руку посредников теряют и производители, которые вынуждены продавать товар по низким ценам, и покупатели, которым приходится покупать втридорога.
Кроме этого, у нас в стране часто нет такого понятия, как экономия времени и денег. 10 фермеров, живущих по соседству, выращивают помидоры. И продавать все едут на Ошский рынок. Получается, что 10 человек тратят деньги на одну и ту же дорогу, хотя могли бы объединиться и нанять один транспорт на всех. Та же ситуация с приобретением семян и прочей необходимой продукции.
Поэтому мы хотим собрать фермеров – овощеводов, садоводов, животноводов – в ассоциации. Так они получат стабильный сбыт, смогут самостоятельно выходить на администрацию рынка либо перерабатывающие заводы, возможно, будут получать большие оптовые заказы из Казахстана и России. Конечно, для этого необходима поддержка государства и понимание самих фермеров.
На чем Вы делаете акцент в обучении фермеров?
Мы стараемся давать простые и доступные советы, то, что они смогут сделать в домашних условиях. Для вакцинации скота либо для избавления от вредителей мы рекомендуем использовать только проверенные препараты, которые можно легко найти, а также народные методы, доступные и надежные. Например, при борьбе с вредителями можно использовать различные отвары – из чеснока, острого перца с добавлением мыла, средства, которые можно приготовить из извести. Все это достаточно легко и доступно.
Кроме этого, мы делаем упор на органическое производство, советуем фермерам использовать, как можно меньше химикатов. По объемам продукции Кыргызстан не может конкурировать с соседями – у нас пахотных земель только 0,26 % от всей территории республики. Но у нас есть шанс выйти на международный рынок с экологически чистой продукцией. Министерство сельского хозяйства полностью поддерживает такое направление развития.
Еще одно из главных направлений нашей работы – это научить фермеров вести учет своего хозяйства, потому что многие никогда этого не делали и даже не знают, сколько прибыли они получают и получают ли вообще. Инвентаризации и учет – это и есть основа любого бизнеса. Не зная, сколько ты потратил и заработал, невозможно понять насколько успешно ты работаешь.
С какими проблемами Вы сталкиваетесь в ходе своей работы?
Многие сельские жители не считают фермерство работой. Для них это своего рода побочная деятельность. В селе у каждого есть хозяйство, но люди считают, что это не профессия. Но ведь если основательно заниматься фермерством, можно зарабатывать большие деньги, а для этого нужно подходить к этому делу серьезно, обучаться, развиваться. Отношение людей к сельскому хозяйству нужно менять.
Мы даем навыки и знания, но если не изменится отношение, ситуация в сельском хозяйстве тоже останется прежней. Фермерство – это бизнес, и мы стараемся, чтобы сами фермеры это понимали. Мы уже видим первые результаты – многие начинают менять свои взгляды.
Каковы результаты проекта? Насколько изменилось отношение фермеров за время тренингов?
Мы работаем только 3 с лишним месяца. Перед началом тренингов мы проводили анкетирование фермеров по всем пунктам обучения – объемы хозяйства, урожайность, прибыль, затраты. А осенью мы проведем мониторинг того, как повлияло обучение, какие есть сдвиги и результаты.
Но мы уже получаем первые отзывы. Многие из фермеров, отмечают, что получили много полезной информации. Некоторые рассказывают, что не знали, как бороться с вредителями – из-за этого теряли урожай, а теперь это перестало быть для них проблемой.
Главное, что движение уже пошло, и фермеры начинают интересоваться собственным развитием. Если на первых тренингах они молча сидели и слушали, то со временем стали появляться вопросы, и они начали более активно принимать участие в обсуждении.
Интерес уже появился. И наша задача его поддерживать и развивать. Поэтому мы помогаем им, даем телефоны местных ветеринаров, находим нужные контакты, необходимую информацию, консультируем.
Что планируется делать в будущем для повышения знаний фермеров?
Мы собираемся построить свое собственное показательное хозяйство в Чуйской области, на базе которого будем обучать фермеров новым технологиям, показывать им новые сорта продуктов, более продуктивные породы животных. Когда человек может увидеть своими глазами, ощутить – это пробуждает намного больший интерес, чем фотографии и рассказы. Если это принесет положительные плоды, возможно, мы будем распространять этот опыт на другие регионы. Например, в Оше очень заинтересовались нашим проектом «МБФ Ферма» и просили распространить его на данный регион.
Возможно, мы будем расширять число наших агроконсультантов, потому что 2 человека на 2 области, конечно, недостаточно.
Также мы планируем сотрудничать с Кыргызским аграрным университетом – совместно с преподавателями вуза проработать нашу демонстрационную ферму.
По итогам мониторинга, мы будем готовить сюжеты о самых успешных фермерах, которые впоследствии будут демонстрироваться в наших офисах. Думаю, что это также окажет большое влияние на наших клиентов. Если обычный кыргызстанский фермер, такой же, как большинство наших клиентов, смог добиться успеха, и другие смогут поверить в свои силы.