В этом году Кыргызстан недополучил 300 тысяч тонн пшеницы

Автор -
237

    По итогам сбора урожая в 2012 году Министерство сельского хозяйства сообщило о наличии 600 тысяч тонн пшеницы, что меньше планируемого.

    Депутат Жогорку Кенеша от фракции «Ар-Намыс», член парламентского Комитета по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и местному самоуправлению Эсенгул Исаков в интервью KNews рассказал о проблемах сельского хозяйства в Кыргызстане.

    Скажите, сколько в Кыргызстане должно ежегодно собираться пшеницы для обеспечения продовольственной безопасности?

    У нас есть закон о продовольственной безопасности, согласно которому ежегодно должны собирать не меньше 850 тысяч тонн пшеницы. В этом году итоги сельскохозяйственных работ не радуют. Если прошлогодний план был выполнен нормально, то в этому году собрали всего лишь 600 тысяч тонн.

    То есть в этом году кыргызстанцам, возможно, не хватит муки?

    Ну, дефицита не будет, государство уже выделило 300 миллионов сомов на закупку недостающего зерна для Госматрезерва. Но меня беспокоит то, что пока эти средства не использованы, и не закуплено ни тонны пшеницы. На эти деньги должны закупить 200 тысяч тонн зерна у Казахстана и 100 тысяч – у России. Я уже поднимал этот вопрос, и надеюсь, что в скором времени, работы будут выполнены. Другой вопрос состоит в том, чтобы достичь того уровня, когда Кыргызстан не будет зависеть от других государств и сможет сам себя обеспечивать мукой, но в последние годы сельское хозяйство не в лучшем состоянии, много проблем.

    Что именно мешает сельскому хозяйству развиваться?

    У нас нет четкой системы в организации обработки земель. Я всегда говорил, что нужно больше внимания уделять осенним полевым работам, а у нас больше времени и сил уходит на весенние работы. А летом всегда возможна засуха, что убивает урожай. Поэтому мы и получаем меньше продуктов сельского хозяйства, чем ожидаем. И эта ошибка повторяется из года в год. Хотя при посеве озимых только в Чуйской области, мы могли бы обеспечить весь Кыргызстан зерном, потому что озимый урожай всегда больше, нежели яровой. Вы видите, что сейчас только рассматривается бюджет на 2013 год, а в это время у фермеров уже должны быть деньги, и выполнены все работы. Сельское хозяйство – одна из самых важных отраслей, благодаря ему у народа есть на столе продукты. Но у нас из года в год сокращают бюджет Министерства сельского хозяйства, а потом удивляются, почему собрали так мало зерна.   

    То есть проблема в бюджете? 

    Не только, деньги – это только одна проблема. А есть еще и другие проблемы, а одна из главных – это отсутствие системы, отсутствие эффективной работы Министерства сельского хозяйства. У нас привыкли работать текущими планами, но нет работы на результат, нет никакой стратегии. У нас вроде бы все хорошо, все сделали правильно, все перевели на рыночную систему, но сами руководители перейти на эту систему не могут. Министерство сельского хозяйства не может приспособиться к этому рынку, хотя это оно должно определять политику, оно должно планировать, где сеять и куда, и как это потом продавать. Но это сейчас не делается, Минсельхоз превратился в статистический орган, который только и записывает, что сеют частники, и что они потом получают.

    Вы хотите сказать, что в Министерстве сельского хозяйства отсутствует планирование?

    Нет, может быть только по зерну и сахарной свекле. Но опять же, они планируют, говорят, столько-то свеклы нам нужно получить в этом году. Но кто будет сеять эту свеклу, если нет уверенности в том, что ее смогут продать? Фермеры, в основном, – частники, и их никак не заставишь выполнять план Министерства. Они должны быть уверены, что после продажи окупятся все их расходы, но сейчас этого нет. Понимаете, нужна четкая система, когда руководство Министерства сельского хозяйства будет знать всю работу в целом, – это ведь комплекс, а не просто засевание скольки-то гектаров земли. Нужно договариваться с инвесторами, строить заводы, лаборатории, договариваться об экспорте и так далее. Цепочка от товаропроизводителя до экспорта – это единая система, которая должна быть согласована, но если нет связей у государства, то ничего не получится.

    Принимаются ли какие-либо меры к руководству Министерства за невыполнение закона о продовольственной безопасности?

    Несмотря на то, что закон ежегодно нарушается, серьезных изменений это не приносит. Ну, сделают выговор. В крайнем случае, уволят министра. Но ведь от этого ничего не меняется. У нас и так каждый год меняются министры, и каждый раз все повторяется снова.

    Складывается ощущение, что из этой ситуации нет выхода …

    Выход есть, он есть всегда, просто все зависит от руководителя. Хороший руководитель, даже при отсутствии средств, что-нибудь придумает. Нам нужна стратегия, не просто на бумаге, а действительно, план по развитию сельского хозяйства.

    Поделитесь новостью