Министр экономики КР Темир Сариев на пресс-конференции перед Новым годом сообщил, что канадцы, разрабатывающие Кумтор, должны будут платить налогов на 4,8 миллиарда сом в год больше, и тогда к ним будут сняты все претензии. Алексей Василивецкий, обозреватель сайта union-report.ru, прокомментировал K—News возникшую ситуацию с крупнейшими месторождениями золота в Кыргызстане.
Как вы полагаете, канадцы согласятся?
Мне, конечно, было бы интересно взглянуть на экономическое обоснование, которое подвел под свои вычисления господин Сариев. Почему 4,8 миллиарда, а не 2 или не 8? Его публике господин министр, к сожалению, не предложил. Кстати, стоит отметить, что Кыргызстан получает от Кумтора не только налоги, но и дивиденды по акциям «Центерры», а дивиденды платятся, как известно, из прибыли. Любопытно, останется ли у компании прибыль после такого увеличения налоговой нагрузки и сможет ли она платить дивиденды акционерам (включая Кыргызскую Республику)?
А на ваш вопрос я бы ответил так: я не знаю, что решат канадцы, но я на их месте судился бы. У них в суде сейчас будет очень сильная позиция: действующее соглашение между компанией и Кыргызстаном было в свое время утверждено не только парламентом КР, но и конституционным судом страны. Что касается нового соглашения, которое им предлагают заключить, у них может возникнуть резонный вопрос: а где гарантия того, что это изменение будет последним? Что через пару лет опять каким-то популистским политикам не покажется, будто «Центерра» платит мало и что не худо бы повысить налоги на 5-10-15 миллиардов?
Если ваши политики попытаются силой приостановить работу компании, то накажут прежде всего страну и сами себя – ибо поступления от предприятия остановятся вовсе. А суды дадут отсрочку в несколько лет как минимум.
Но ведь Кыргызстан крайне нуждается в источниках пополнения казны. Бюджетный дефицит огромный, а за счет новых поступлений можно заткнуть дыру в бюджете.
Вот-вот… А когда через пару лет возникнет новая дыра… В то же время есть ведь и другие способы. Например, прекратить «бомбить» Кумтор и заложить государственный пакет акций в «Центерре», а на вырученные средства запустить «Джеруй», который практически готов к разработке. Будет у страны два Кумтора. И можно смело плюсовать еще 10% к ВВП, показав заодно канадцам, как нужно по-настоящему эффективно работать. Если есть сомнения в том, что проект будет по силам «Кыргызалтыну», можно пригласить любую «юниорскую» мировую компанию – есть фирмы, которые специализируются на том, что запускают проект, а потом его перепродают. В данном случае, отдадут обратно государству.
Ну что вы, премьер-министр КР Жанторо Сатыбалдиев на днях сказал о том, что право разработки «Джеруя» будет в нынешнем году продано государством «не менее, чем за 100 миллионов долларов».
Я полагаю, что вашего премьер-министра кто-то сознательно вводит в заблуждение. Я десять лет возглавлял в России агентство новостей «Карат», которое специализировалось на информации по рынку драгоценных металлов. Связи у меня в этой сфере остались неплохие. Я специально поинтересовался у нескольких знакомых из отрасли, выводивших в том числе российские золотодобывающие компании на IPO, за сколько месторождение с запасами «Джеруя» ушло бы на аукционе в РФ? Мне-то можно навешать лапши на уши, а им – вряд ли… Короче говоря, они считают, что размер стартового платежа, на который пошли бы серьезные золотодобывающие компании, может составить в такой ситуации 20-25 миллионов долларов, но… в России. Где нет ни юридических рисков (то есть перспективы судиться с прошлыми инвесторами «Джеруя» до конца только начавшегося века), ни рисков политических, включая перспективы столкновения с представителями «местных сообществ», которые уже ходили громить строящуюся фабрику на руднике «Джеруй». С учетом этих факторов – не знаю… как бы Киргизии не пришлось приплачивать инвестору. Заманивать их налоговыми льготами уже не получится, наступать на кумторовские грабли – дураков больше нет…
Но как-то же вопрос с Кумтором и Джеруем должен в наступившем году решиться?
Вероятно, да. В отношении Кумтора меня обнадеживают слова президента КР Алмазбека Атамбаева, которые он сказал на итоговой пресс-конференции в 2012 году: если Кыргызстан попытается «национализировать», то есть силой отнять Кумтор, то станет страной-изгоем. Коль скоро это понимание в верхах страны присутствует, то и компромисс может быть найден. А Джеруй мог быть запущен в строй еще в конце 2010 года, и тогда не было бы сегодняшнего дефицита бюджета. Хочется надеяться, что здравый смысл восторжествует и здесь. Не буду повторять известную поговорку про бесплатный сыр и про то, где он бывает. Появится реалистичный подход – и это месторождение будет еще одним серьезным источником национального богатства страны.