Сегодня, 19 февраля, в парламенте проходит общественное обсуждение по проекту закона «О судебно-экспертной деятельности».
Директор Государственного центра судебных экспертиз Толкун Бекбулатова отметила, что аналогичные законы приняты в 1994 году в Украине, в 1998 году в Казахстане, в 2000 году в России.
«Законопроектом мы снимаем монополию на проведение судебных экспертиз, создается процедура состязательности самого процесса. Другой вопрос, насколько будут использованы услуги частных судэкспертов. Какие у них будут технические, интеллектуальные возможности для состязания с государственными экспертами», — сказала она.
Чиновница отметила, что согласно одному из моментов международного опыта можно рассмотреть вопрос создания межведомственной или надведомственной квалификационной комиссии.
Отметим, законопроект определяет принципы судебно-экспертной деятельности, ее организационные формы, в том числе порядок функционирования как государственных, так и негосударственных судебно-экспертных учреждений и частных судебных экспертов. А также затрагивает вопросы, связанные с порядком производства судебных экспертиз, основные права и обязанности судебных экспертов.
В настоящее время судебно-экспертная деятельность регулируется Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами.
Согласно законопроекту, судебные эксперты негосударственных судебно-экспертных организаций подлежат сертификации компетентности, проводимой экспертно-квалификационными комиссиями государственных судебно-экспертных организаций раз в 5 лет. При возникновении обоснованных сомнений в специалисте может проводиться его внеочередная сертификация.
Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче, приостановления, прекращения действия и лишения сертификата компетентности судебного эксперта, не являющегося работником государственной судебно-экспертной организации, устанавливаются правительством.
Проект закона был разработан с учетом одобренного Межпарламентской ассамблеей Евразийского экономического сообщества типового законодательного акта «О судебно-экспертной деятельности» с соблюдением принципа независимости судебной экспертизы от органов уголовного преследования и судов.