Случилось мне отлучиться из Кыргызстана на некоторое время. Дела, заботы, на новостные сайты в зоне kg не очень получалось заглядывать. Поэтому впечатление от возвращения на Родину можно считать в какой-то мере взглядом со стороны.
Граница: рот на замке
Пограничник – первое лицо страны, которое приезжающий в страну может лицезреть. Профессионалы от туризма, начиная еще с Макса Хаберштро (работал такой иностранный специалист во времена первого президентства) и заканчивая Михаилом Халитовым, как главным сегодняшним рупором турассоциаций, в один голос кричат о том, что погранцы должны работать по-другому. Ибо первое впечатление – самое главное. Итак, о границе на собственном примере.
6 часов утра. Молодая пограничница видит, что в окошко к ней стоит вереница людей полуспортивного типа. Здороваюсь, протягиваю синий кыргызский паспорт. Вместо ответа на приветствие, на лице злость и разочарование. Нервными пальцами перебираются страницы, выискивается свободная и вкривь-вкось шлепается печать. Да так, что штампов здесь больше и не поставишь. А ведь на странице помещается до десятка виз. Мелочь, но очень неприятная. А паспорт мой ей не понравился в стиле «понаехали», видимо. Неприятно однозначно, когда в родной стране тебя так встречают, а каково иностранцам, привыкшим к европейской обходительности.
Понавезли тут всякого…
Отправляюсь к транспортеру, на котором должен прибыть багаж. Англичане, стоявшие после меня в очереди на пересечение границы, задерживаются надолго. Что там с ними проделывали пограничники, не знаю, но процесс этот был весьма долгий. А в багажном отделении очередной сюрприз, опять де с участием гостей с Туманного Альбиона. Эти англичане прибыли в Кыргызстан на одну из программ приключенческого туризма, которая называется хелиски. Для вертолетного катания необходимы лыжи, и естественно, «искатели приключений в горах» привезли лыжи с собой. Так вот, пока гости разбирались с чрезвычайно кропотливой пограничницей, на транспортере показались лыжи англичан. А транспортеры у нас конструкции прошлого века, и длинные лыжи на повороте «создали пробку», от которой багаж начал валиться по сторонам, пока конвейер окончательно не встал. Здесь появляется работник аэропорта и начинает орать на всех присутствующих, что «делать людям нечего, раз лыжи привозят», и из-за них техника ломается. Англичане в этот момент как раз появляются в багажном отделении, чтобы выслушать тираду в свой адрес. Позвольте, но это уже точно перебор. Ну, если наши конвейеры неприспособлены к современным условиям, то прямая обязанность работников багажного отделения делать это вручную. Так ведь неохота же, и турист может стать объектом недовольства. Ну кто после этого согласится ехать сюда еще раз?…
Автоматизация: каменный век
Следующее испытание у туристов, за которыми я уже просто наблюдаю, – выезд со стоянки аэропорта. Теперь и въезд на нее платный. А оплачивать нахождение в зоне посадки-высадки пассажиров приходится на обратном пути. Для чего шофер останавливается перед шлагбаумом, бежит в кассу, платит деньги, возвращается в автомобиль и отдает карточку специальному работнику, который вставляет ее в сканер, чтобы поднять шлагбаум. Платная парковка перед аэропортом – практика повсеместная, но такой глупой логистики я не видел нигде. Из ничего создана пробка. Понятно, что городу необходимо зарабатывать деньги, но не таким-же первобытным способом. Бедные англичане… Представляете их впечатления?…
Ямы, которые добивают
Наконец, мы тоже выезжаем со стоянки, и догоняем бусик с англичанами уже в городе. Прямо перед нами им в очередной раз не везет. Водитель попадает в яму, от чего экстремальная публика подпрыгивает в удивительной синхронности ударяясь головами о крышу. Машина останавливается, видимо поломалось что-то. И это не удивительно для нашего города, но представьте удивление туристов, оказавшихся в стране, которая туризм считает приоритетной отраслью?! И сколько бы не выступал вице-премьер Оторбаев, что туризм у нас если еще не развивается, то вот-вот начнет, бурными темпами, – веры в такую перспективу становится все меньше и меньше. И сколько бы мэр Омуркулов не убеждал, что он любит наш город, – в это верится еще меньше, чем в развитие туризма. Это взгляд со стороны. И какие у нас после этого перспективы? Жаль, что стране не нужны ни ее граждане, ни туристы, кто готов привезти с собой деньги. Апломб, как доминанта местной идеологии, дороже денег.
К сожалению, мы перестаем замечать всю ту мерзость, которая нас окружает. Но стоит даже на время покинуть «нашу песочницу», так сразу становится очевидным, что предназначена она для чего-то другого, а не для детей с совками и лопатками. Давайте работать, а не заниматься демагогией, давайте быть реалистами, а не ура-патриотами. Мы планомерно уничтожаем свою страну, свой город, и, наконец, самих себя. Неужели это не понятно?… Благополучие строят руками, а не вырывают на митингах оральными методами. Со стороны это очевидно, осталось понять это изнутри.