«Однако»: Кредиты России Кыргызстану – «аттракцион невиданной щедрости»

Автор -

    Проекты Всемирного банка красиво называются, но далеки от реального развития Кыргызстана. Об этом пишет сайт Однако.

    «Всемирный банк, центральный офис которого точно никогда не будет жить с Кыргызстаном в одном экономическом и политическом пространстве, может позволить себе проекты другого рода. Красиво звучащие, но далёкие от реального развития страны», — отмечает автор статьи Валентин Жаронкин.

    Он напоминает, что очередной кредит ВБ, утверждённый в марте этого года, будет направлен на модернизацию системы образования. Девять миллионов долларов льготного кредита и более семи миллионов долларов гранта будут потрачены на повышение эффективности управления и подотчётности школ. А ещё раньше ВБ давал грантокредиты на обучение сотрудников местного самоуправления основам бюджетного планирования, на подключение к водопроводу жителей сельской местности, на ремонт классов в школах.

    «Но главная особенность подобных проектов в том, что у них хорошее соотношение между затраченными финансами и общим числом выгодополучателей. Десятки тысяч людей вовлекаются в совместную деятельность, что-то пропагандируют или что-то ремонтируют. По отчётам того же Всемирного банка, по его инициативе с 2006 года лишь в сельскохозяйственном секторе Кыргызстана было реализовано 6 тысяч микропроектов, задействовано 70 тысяч 900 чиновников, облагодетельствовано 1 тысяча 698 сел.

    Такими демократичными проектами покупается лояльность широких масс. Миллион долларов – тысяча сторонников, миллиард долларов – миллион сторонников», — пишет Валентин Жаронкин.

    По словам автора, Москву часто попрекают малым числом подобных грантов в национальных окраинах.

    «Конечно, это касается не только Кыргызстана, но всего постсоветского пространства. Мол, жалко, что ли? Посмотрите, как работают ваши конкуренты: и средства массовой информации, и госуправление, и общественные организации – ничего не пропускают. И результат налицо. Но только этот результат часто не даёт ничего, кроме персональной выгоды и приятного чувства выполненной работы на душе исполнителя. Кредит с десятилетней отсрочкой на развитие Болонской системы в Кыргызстане? Самим не смешно?

    Да, можно купить СМИ, изменить общественное мнение, улучшить отношение к русскому языку и каких-то ещё успехов добиться в гуманитарной сфере. Не только в Кыргызстане, Молдавии или Украине, но даже, наверное, в Грузии. Но принципиально вопрос интеграции республик бывшего СССР решится в ходе других проектов – промышленных, военных — по большому счёту определяющих экономическое будущее страны»,  —  считает Валентин Жаронкин.

    Автор статьи напоминает, что 4 года назад, еще при Курманбеке Бакиеве, Россия смогла выторговать у Кыргызстана политический разворот в свою сторону. Он стоил Москве 300 миллионов долларов в виде грантового кредита, 150 миллионов долларов в виде безвозмездной помощи и 1 миллиард 700 миллионов долларов как инвестиции в гидроэнергетику республики.

    «Если учесть, что американцы в то время тратили на все свои программы в Кыргызстане около 150 миллионов долларов в год… В общем, судьба американской авиабазы «Манас» очень быстро была решена», — отмечается в статье.

    Однако, подчеркивает Валентин Жаронкин, резкое повышение ставок в игре не прошло бесследно: другие заинтересованные стороны тоже кратно увеличили свои вложения. После 2009-го видна стремительно возрастающая динамика.

    «Вот фрагментарно некоторые кредиты и гранты за 2012 год:

    — китайский кредит —  $389 миллионов

    — китайский кредит — $129,8 миллионов

    — кредит Турции — $100 миллионов

    — грант Турции — $6 миллионов

    — кредит и грант Азиатского банка реконструкции и развития — $55 миллионов.

    Теперь эксперты Международного валютного фонда рекомендуют правительству Кыргызстана вообще отказываться от обычных кредитов, а брать только льготные (почти нулевой процент, 5–10 лет отсрочки) в комплексе с грантами. Да, при таком количестве предложений можно и перебирать», — пишет автор.

    Он отмечает, что Москва не остановилась на достигнутом и в 2012 году с подписанием договора о пребывании в Кыргызстане российской военной базы было достигнуто соглашение о новых кредитах и списании старых долгов —  почти на полмиллиарда долларов.

    «Как долго может ещё длиться «аттракцион невиданной щедрости»? Должна ли Россия постоянно финансировать всех потенциальных членов Таможенного союза?» — спрашивает Влаентин Жаронкин.

    Он соглашается с тем, что Кыргызстан действительно находится в очень сложном положении. По его мнению, без иностранной помощи население страны рискует оказаться на грани реального голода.

    «Об истинных целях различных грантодателей и кредиторов Кыргызстана можно спорить, однако Таможенный союз заинтересован в экономическом развитии страны в наибольшей степени.

    Да, теоретически Россия может финансировать сравнительно небольшой Кыргызстан как ради обеспечения безопасности на южной границе, так и из других соображений. Тем более, если в будущем (опять же, теоретически) разделить эту финансовую нагрузку с партнерами по Таможенному союзу. Но амбиции ТС не ограничиваются присоединением одной только Кыргызстана. Есть ещё Таджикистан. Есть ещё Армения и Молдавия. Есть, наконец, Украина, 46 миллионов населения которой даже ЕС побоялся бы взять на содержание.

    Сколько будет стоить возможное превращение нашего «евразийского хозяйства» в коллективный Кыргызстан? Возможность манипулировать деградировавшими осколками некогда единой страны вряд ли послужит для Москвы достаточным моральным утешением», — считает российский журналист.

    По мнению Валентина Жаронкина,  союз будет оправданным и взаимовыгодным лишь в том случае, если входящие в него страны будут иметь приблизительно сопоставимый уровень развития. Он подчеркивает, что только таким этот Союз и нужен. И Кыргызстан тоже нужен другим.

    «Нынешнее состояние экономики, когда ВВП на душу населения в двенадцать (по номиналу) или в пять (по паритету покупательной способности) раз уступает аналогичным показателям соседнего Казахстана, является неприемлемым для реальной интеграции. На решение именно этой проблемы и должна быть направлена финансовая помощь. И пока так и происходит», — говорится в статье.

    Автор статьи подчеркивает, что Россия в распределении своей помощи отдает приоритет энергетической сфере Кыргызстана, как фундаменту экономики, и военной как основе стабильности. Оставшаяся часть вливаний в республику уходит на закрытие финансовых дыр бюджета.

    Поделиться