Канадский инвестор защищает свои инвестиции от экспроприации кыргызских чиновников

Автор -

    На пленарном заседании ЖК 28 марта 2013 года, посвященном работе руководителя Госагентства по геологии И.К. Чунуева, председатель комитета ЖК по ТЭК и недропользованию Кожобек Рыспаев (Ар-Намыс) сделал публичные заявления о деятельности ОсОО «Кутисай Майнинг», которые требуют объективного ответа.

    В частности, г-н Рыспаев озвучил, что созданная в недрах Минэкономики межведомственная комиссия сделала заключение о том, что якобы лицензия на право разработки Кутессай II, «была выдана неправильно, много ошибок, не выполнены условия, была выдана незаконно».

    Однако на самом деле такое заключение нигде официально не обнародовано и с ним наши компании «Stans Energy Corp.» и ОсОО «Кутисай Майнинг» в установленном законом порядке не ознакомлены. В феврале и марте текущего года мы обращались с соответствующими запросами непосредственно к заместителю министра экономики А.А. Касымалиеву, возглавляющему эту комиссию, и в правительство, по чьей инициативе, как нам говорят, была создана эта комиссия, с непонятным статусом и полномочиями.

    Кроме того, г-н Рыспаев вопрошает, почему глава Госагентства Ишимбай Чунуев не аннулирует данную лицензию и не проведет вновь конкурс на месторождение Кутессай II? Однако, говоря об этом, народный избранник Рыспаев игнорирует факт того, что данный вопрос уже поднимался в ЖК. Он видимо «забыл», что решение возглавляемого им парламентского комитета, инициированное летом 2012 года депутатом Нуржан Бадыкеевой (Ар-Намыс), об аннулировании лицензии на месторождение Кутессай-II, ОсОО «Кутисай Майнинг» успешно оспорила и выиграла в суде иск против ЖК.

    Налицо, что г-н Рыспаев поднял вопрос, по которому уже существует вступившее в законную силу судебное решение. А это свидетельство явного неуважения к судебной ветви власти и ее вердиктам. Депутат Бадыкеева полностью поддержала выступление Рыспаева, хотя ранее на одном из организованных ею брифингов по месторождению Кутессай-II заявляла, что являясь законопослушной гражданкой, она подчинится решению Фемиды, каким бы оно не было.

    Также господин Рыспаев озабочен поведением местного населения Ак-Тюз, которых, по его словам, «приводят канадцы, чтобы очернить депутатов и сделать их врагами».

    Мы никого не очерняем и не делаем врагами. Для того чтобы понять, что определенная группа депутатов действует не в интересах своих соотечественников, нет необходимости идти у кого-то на поводу. Горняки способны самостоятельно разобраться, что действительно делается для их блага, а что нет. С приходом в 2010 году в Ак-Тюз, ОсОО «Кутисай Майнинг» оказывает местному населению реальную помощь и создает рабочие места. Чтобы проверить это, достаточно выехать в поселок и поговорить с ними.

    Компания многократно публиковала исчерпывающую информацию относительно приобретения лицензии, своей деятельности и количества средств, затраченных на проект и социальную помощь. Однако это не мешает Н. Бадыкеевой, К. Рыспаеву и примкнувшему к ним недавно Каныбеку Иманалиеву дезинформировать общественность абсурдными и непроверенными заявлениями, наносящими урон не только деловой репутации компании, но и парламенту и инвестиционному климату страны.

    Также К.Рыспаев выражает свое недовольство бездействием Ишимбая Чунуева в отношении ОсОО «Кутисай Майнинг». В этой связи мы также хотим внести ясность в этот вопрос.

    Арест прежнего главы Госагентства Учкунбека Ташбаева видимо настолько повлиял на должностных лиц этого ведомства, что Ишимбай Карыбаевич и ряд его подчиненных не желают выполнять прямые обязанности, возложенные на них законодательством КР о недрах. В частности, Агентство вот уже более 15 месяцев не рассматривает заявки ОсОО «Кутисай Майнинг» и ОсОО «Стэнс Энержи Кей джи» по другим лицензионным объектам. Речь идет о проведении доизучения (предпроектные работы) месторождения бериллия Калесай, расположенного в восточном борту карьера «Кутессай» и поисковые работы на Ак-Тюзской лицензионной площади, вокруг месторождений Кутессай и Калесай. В настоящее время вопросы о бездействии Госагентства по геологии по этим двум объектам находятся на рассмотрении в Межрайонном суде г.Бишкек.

    Кроме того, Агентство необоснованно приостановило рассмотрение вопроса о получении ОсОО «Кутисай Майнинг» государственной экологической экспертизы на проект «Ремонт технологической дороги «Карьер-существующая фабрика» на месторождении Кутессай II». Также Агентство необоснованно не согласовывает программу работ компании по месторождению Кутессай II на 2013 год.

    У компании «Stans Energy Corp.» имеются и другие факты действий должностных лиц госорганов и органов местного самоуправления, которыми наносится вред ее правам, законным интересам и инвестициям в Кыргызстане. Например, Глава Кеминской районной администрации Умар Изабаев, своими действиями (бездействием) наносивший ущерб деловой репутации ОсОО «Кутисай Майнинг», был привлечен за это к дисциплинарной ответственности по итогам проверки, проведенной прокуратурой Чуйской области.

    В настоящем заявлении мы хотим напомнить, что в соответствии с законом КР «Об инвестициях», «Stans Energy Corp.» является иностранным инвестором, осуществляющим деятельность в Кыргызстане через свои дочерние компании, созданные и зарегистрированные в соответствии с кыргызским законодательством.

    Согласно статье 51 пункты 1 и 2 Закона «О недрах» лица, виновные в совершении действий и бездействия, нарушающих законодательство КР о недрах, несут административную, уголовную и иную ответственность. Действия, совершенные в нарушение данного закона, являются недействительными.

    Согласно пункта 4 статьи 51 Закона «О недрах», нарушениями законодательства КР должностными лицами госорганов, органов местной госадминистрации и органов местного самоуправления являются: непредоставление или нарушение сроков предоставления, продления лицензий на право пользования недрами, нарушение сроков рассмотрения геологических отчетов, планов работ и других нарушений; неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства КР о недрах; другие нарушения законодательства и нормативных правовых актов КР; непринятие мер к пресечению незаконного вмешательства в деятельность недропользователей. Должностные лица несут ответственность за действия или бездействия, приведшие к нарушениям законодательства и других нормативных правовых актов КР.

    Согласно пункта 2 статьи 52 Закона «О недрах», основанием возникновения права недропользователя на возмещение убытков являются действия  вышеперечисленных  органов, если в результате их действий  были созданы условия, частично или полностью исключающие недропользование.

    В случаях необоснованного прекращения права пользования недрами или приостановления работы по вине должностных лиц упомянутых госорганов, экономический ущерб от вынужденного простоя возмещается недропользователю в судебном порядке в полном объеме и  за счет виновных лиц.

    Также настоящим доводим до сведения соответствующих должностных лиц и общественности, что в соответствии с законом «Об инвестициях», экспроприацией признается национализация, реквизиция или иные эквивалентные меры, в том числе включающие действие или бездействие со стороны уполномоченных государственных органов Кыргызской Республики, приведшие к принудительному изъятию средств инвестора или лишению его возможности воспользоваться результатами инвестиций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, когда такая экспроприация осуществляется в общественных интересах на основе не дискриминации с соблюдением надлежащего законного порядка и производится с выплатой своевременного, надлежащего и реального возмещения ущерба, включая упущенную выгоду.

    Статья 6 закона «Об инвестициях» устанавливает иностранным инвесторам гарантию, что инвестиции не подлежат экспроприации.

    Таким образом, действия госорганов, указанные выше, имеют характер экспроприации, в связи, с которыми компания лишается своих прав по владению, пользованию и распоряжению своими активами в КР, а также возможности воспользоваться результатами своих инвестиций, сделанных в КР.

    Мы настоящим заявляем, что по существу вышеизложенного, имеются все признаки экспроприации имущества компании, проводимой Кыргызской Республикой в лице их уполномоченных государственных органов, без соблюдения надлежащего законного порядка и без соответствующих выплат и реального возмещения ущерба, включая упущенную выгоду.

    «Stans Energy Corp.» и ее дочерние компании в Кыргызстане принимают все предусмотренные законодательством КР меры для защиты своих инвестиций, прав и законных интересов.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Поделиться