Закат, как природное явление – момент, когда солнце скрывается за горизонтом, удлиняются тени, воздух медленно насыщается темнотой, предметы теряют свои резкие очертания. Дневной ритм жизни сменяется ночной активностью, если в таковой есть необходимость. Ночью нужно спать. Граница не спит, потому как объект этот режимный круглосуточного использования. Закат, как философское толкование – процесс окончания чего-то, если не вечного, то, по крайней мере, привычного, прочно вошедшего в обиход.
Два события, которые совершенно случайно совместились в одном материале. И видится в этом определенная символика. Во-первых, на недавней встрече с первым вице-премьером правительства России Игорем Шуваловым президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев подтвердил курс на скорейшее вступление нашей страны в Таможенный союз. Даже называются сроки, что, дескать, до конца этого года. Как знать… Это событие непременно отразится на многих аспектах нашей жизни, например, на функционировании пограничного пункта «Кордай», на котором я вчера побывал. Получилось лично лицезреть закат. Это, во-вторых.
Повод простой, попросили встретить человека из Алматы. Это в советские времена дорога до столицы соседней республики Алматы была намного короче и приятнее, чем до Чолпон-Аты, например. Это практически при одинаковом расстоянии. По Казахстану дорога и прямее и лучше всегда была. Теперь иные времена. И соседний мегаполис по-другому называется, и граница между государствами появилась. Преодолеть ее в принципе несложно, достаточно внутреннего паспорта и заполнения элементарной анкеты. А вот потери времени могут быть просто огромными. Очереди бывают ужасающими, особенно если попадаешь в самую гущу приграничных челноков. И бока помнут, и пару часов потеряешь. Но это реалии сегодняшнего дня.
Приграничные челноки – это контрабандисты в законе. Приезжает на границу фура с китайским товаром, ее разгружают, разбивают груз на мелкие коробки, пакеты, сумки. Потом пятьдесят челноков перенесут по две сумки десять раз через границу, и фура на той стороне повезет товар дальше. В принципе, операция фактически незаконная, но по закону, привлечь человека, перевозящего сумку вещей, нельзя. Так и «работает» граница. И скоро все эти люди потеряют свой кусок хлеба, потому как препятствий с точки зрения перемещения товаров уже не будет. Поэтому есть шанс не только полюбоваться закатом солнца, но и посмотреть на последние аккорды недавно появившейся профессии, которую в современных традициях можно было бы назвать «трансграничный портер».
Знают ли погранцы, про этот бизнес? Да, конечно, знают, смотрят сквозь пальцы. Но претензий к ним быть не может, ибо нет законных оснований не разрешать человеку десять раз на дню пересекать границу. Кстати, этот факт тоже весьма интересен. Каждый переход границы фиксирует компьютерная система, которая регистрирует только количество пересечений границы. В конце года получается интересная статистика, по которой, например, госчиновники от туризма рапортуют о миллионах туристов посетивших нашу страну. А мы удивляемся, что туристов миллионы, а дохода в бюджет от отрасли – пшик. Кто кого обманывает, и кто выигрывает от этого обмана – непонятно. А вот погранцы молодцы. При том, что я снимал сценки из жизни режимного объекта маленькой «мыльницей», а не профессиональным фотоаппаратом с огромным объективом, вычислили меня очень даже быстро. Корректно проводили к начальству, в присутствии которого я стер весь снятый материал. Далее поступил не очень честно, воспользовавшись нехитрой программой, восстановил удаленные файлы. За что прошу прощения у охранников границы. Просто нет в этих фотографиях ничего, подрывающего основы безопасности государства. Челноки с грузами, таксисты, готовые за 300 сомов довезти до города, помойки, перманентно растянутые по обочинам. Закат…