Узкоотраслевой конфликт, ставший достоянием общественности благодаря активности самих пациентов, живущих на гемодиализе, постепенно обрастал все новыми подробностями. Сначала выяснилось, что профессор Калиев, опубликовавший статью о том, что «Репретин» – это «биосимиляр, не прошедший клинических исследований, с массой побочных эффектов», сам же выводил данный препарат на отечественный рынок в 2009 году. Потом стало известно, что главный конкурент компании «Ротафарм», поставляющей «Репретин» в Кыргызстан, – компания «Хоффманн Ля Рош», – имеет целую цепочку союзников в различных ведомствах нашей страны. Лица, заинтересованные в масштабном закупе государством другого эпоетина – препарата «Рекормон» от «Хоффманн Ля Рош», – обнаружились в КГМА, в Альянсе за прозрачность лекарственного обеспечения МеТА и даже в Жогорку Кенеше.
Возможно, что «операция» по выдавливанию с рынка «Репретина» с целью обогащения группы лиц, так бы и осталась рядовой акцией в нечестной конкурентной войне, от которой пострадали бы «всего лишь» пациенты да государственный бюджет (препарат «Рекормон» стоит в два раза дороже «Репретина»). Однако кыргызстанские парламентарии, не раз публично заявлявшие о необходимости создания в стране благоприятного инвестиционного климата, решили не останавливаться на разовой акции по ликвидации конкурентов путем применения административных рычагов. Начав с лекарства для больных с почечной недостаточностью, депутаты, похоже, решили выдавить из Кыргызстана и саму компанию-поставщика.
Свидетельством тому является создание в ЖК депутатской комиссии для расследования деятельности (!) компании «Ротафарм» и качества поставляемого ею препарата «Репретин». Сам факт такой активности народных избранников ужасает. Поясним почему.
Во-первых, непонятно, почему парламентарии, а не медики, взялись оценивать качество лекарства.
Во-вторых, удивляет, почему «расследованием деятельности» фармацевтической компании, если, конечно, были на то основания, решили заняться опять же депутаты ЖК, а не прокуратура.
В-третьих, у сорока пациентов, обратившихся к депутату от фракции «Ата Мекен» Ширин Айтматовой (на основании чего г-жой Айтматовой и была инициирована комиссия), не было жалоб на «Репретин» и тем более на компанию, реализующую данный препарат. Пациенты жаловались на скачки давления и снижение гемоглобина, а является ли причиной ухудшения самочувствия сам препарат, или же этому послужило что-то другое (больные с почечной недостаточностью принимают не только эпоетины), должна бы была выяснить комиссия. И совершенно очевидно, что комиссия эта должна была быть не депутатской, а медицинской. Однако сорок пациентов почему-то решили обратиться не к медикам (!), а к депутату, выбрав из всех 120-ти народных избранников именно Ширин Айтматову. Отметим, что на действие «Репретина» в Департамент лекарственного обеспечения никто не жаловался.
И наконец, четвертое. Самым печальным во всей этой истории является то, что народные избранники декларируют одно, а делают – другое. Парламент, избранный для занятия законотворческой деятельностью, занимается «расследованиями» частных случаев. Обсуждая на всевозможных форумах, совещаниях и двусторонних встречах необходимость привлечения в Кыргызстан зарубежных инвесторов, депутаты создают одну комиссию за другой не для того, чтобы предпринять конкретные шаги по улучшению инвестиционного климата, а для того, чтобы «выдавить» из Кыргызстана очередную компанию. У всех на устах инициированные депутатским корпусом скандалы вокруг «Кумтора», многократные попытки отобрать лицензию у канадской компании «Кутисай Майнинг». Теперь вот переключились на фармакологию.
Те, кто должен думать в интересах всего народа и Кыргызстана, действуют по принципу: «После меня – хоть потоп». Возникает вопрос, боюсь, что риторический: «А связывают ли вообще наши парламентарии будущее своих детей с Кыргызстаном? Или по примеру двух первых президентов, видят в нашей стране, в своей стране (!), лишь сырьевой ресурс, который не грех использовать ради личного благополучия?».