Данияр Казаков: Пикеты Кумтору – угроза туристическому сезону

Автор -

    Первый день лета в Кыргызстане принято считать днем неформального открытия туристического сезона. О том, каким будет летний туристический сезон-2013 мы говорим с главой Департамента туризма при Министерстве культуры, информации и туризма Данияром Казаковым.

    Данияр Болушевич, в каком состоянии туристическая отрасль сегодня, и каковы перспективы летнего сезона, который неофициально начинается 1-го июня?

    Если говорить о цифрах, то на первый квартал 2013 года погранслужба дает 670 тысяч иностранных граждан, въехавших в страну, что на 149 тысяч больше, чем за этот период в прошлом году. Налоговые поступления составили 102 миллиона сомов. По прошлым годам поквартальной статистики нет, но годовые показатели стоит напомнить. Рост налоговых поступлений: 2011 год – 191 миллион, 2012 год – 342 миллиона сомов. По всему видно, что летний сезон должен быть продуктивным. Это объясняется несколькими фактами: отменой виз для иностранных туристов из более чем 40 стран, относительной политической стабильностью и большой работой с потенциальными клиентами.

    В чем она заключалась?

    Акцент был сделан на потенциальных рынках – это Казахстан и Сибирские регионы России. В условиях жесткого дефицита финансирования предсезонную подготовку следует считать успешной. Показателен такой факт – на сегодня все путевки в большинство иссык-кульских пансионатов на период июль-август уже выкуплены. Понятно, что в большинстве – это туристические фирмы и агентства, которые верят в то, что путевки будут реализованы их клиентам. Последний раз такая ситуация перед летним сезоном была весной 2010 года. Правда, вслед за революцией последовала лавина отказов, но на удивление показатели 2010 года были не столь провальными за счет зимнего сезона.

    Какова доля летнего сезона в структуре нашего туризма?

    Официальной статистики нет, но я думаю, что 25 – зима и 75 процентов- лето. Причем доля зимнего туризма постепенно увеличивается за счет горнолыжных центров, но пока это вопрос дальней перспективы, и сегодня для нас остается главным приоритетом Иссык-Куль.

    Какие планируются показатели, есть ли такие планы в принципе?

    Наш Департамент считает, что возможен 10 % рост, и эту цифру мы озвучили правительству.

    Что может помешать исполнению этих планов?

    Погода и политическая ситуация. Долгосрочный прогноз погоды хороший, а вот с политической ситуацией в последние несколько дней произошли изменения. Я не стану комментировать экономическую ситуацию вокруг «Кумтора», надеюсь, рациональное решение будет найдено. А вот пикеты на дороге к руднику – факт вопиющий. И опять я не стану давать оценку с правовой точки зрения, но, вдобавок ко всему, мы получаем мощнейший удар по индустрии туризма. Дестабилизация обстановки в курортной зоне приведет не только к снижению потока туристов и налоговым провалам, это отбросит развитие туристической отрасли еще на несколько лет. Придется опять все начинать сначала.

    Но вы же сказали, что фактически все путевки уже выкуплены, так что пансионаты уже получили свою прибыль.

    Но кроме пансионатов на туристический сезон работают и частники, которые представляют гостиничные, ресторанные, транспортные и многие-многие другие услуги. Они фактически останутся без заработка. А бюджет – без налоговых отчислений. И не случайно против пикетов кучки ура-патриотов сегодня уже выступают в соседних селах. Например, производители сельхозпродукции тоже останутся без заработка. Иссык-кульское сельское хозяйство на подъеме, это наглядно показал прошлый год. Опять откат от завоеванных с трудом позиций? Страдает область, страдает вся страна, страдаем мы с вами.

    И как же быть в такой ситуации?

    Убеждать, договариваться, в конце концов, применять закон. Это же элементарное хулиганство. Здесь должны работать и местная власть, и депутаты и бизнес-среда. Так не должно быть, чтобы небольшая группа людей диктовала фактически свои условия целой стране. И еще я бы хотел подчеркнуть один важный аспект. Не стоит СМИ нагнетать обстановку. Как опыт показывает, местный негатив накануне сезона быстро тиражируется зарубежными СМИ в среде наших потенциальных клиентов. Понятно, конкуренция. И мы, к сожалению, можем свести на нет успехи туристической отрасли. Я думаю, что те, кто выходят на митинги и пикеты тоже должны понимать, что борются они не за правду, а за чьи-то амбиции, при этом страдает их страна, патриотами которой они себя позиционируют.

    Поделитесь новостью