В парламентском Кыргызстане «власть снова может оказаться сосредоточенной в руках исполнительной ветви власти». «Президент Алмазбек Атамбаев обеспечил выборы премьер-министра, сторонника режима, в то время как оппозиционно настроенные депутаты парламента выборочно подверглись уголовному преследованию за предполагаемые коррупционные действия». Об этом говорится в распространенном сегодня отчете «Фридом Хаус».
Новый отчет «Страны переходного периода 2013 г.». составлен на основе данных из отчета Всемирного банка «Показатели мирового развития» за 2013 год. Рейтинги отражают консенсус между «Фридом Хаус», его научными руководителями и автором настоящего отчета. Приведенные здесь мнения являются мнениями автора. Рейтинги устанавливаются по шкале от 1 до 7, где 1 – наивысший уровень демократического прогресса, а 7 – самый низкий. Балл по демократии является средним значением рейтингов по категориям, отслеженным в заданном году.
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Избирательный процесс |
6,00 |
6,00 |
5,75 |
5,75 |
6,00 |
6,00 |
6,25 |
6,00 |
5,50 |
5,50 |
Уровень развития гражданского общества |
4,50 |
4,50 |
4,50 |
4,50 |
4,50 |
4,75 |
5,00 |
4,75 |
4,75 |
4,75 |
Уровень независимости СМИ |
6,00 |
5,75 |
5,75 |
5,75 |
6,00 |
6,25 |
6,50 |
6,50 |
6,25 |
6,25 |
Управление* |
6,00 |
Сведений нет |
Сведений нет |
Сведений нет |
Сведений нет |
Сведений нет |
Сведений нет |
Сведений нет |
Сведений нет |
Сведений нет |
Уровень демократичности национального правительства |
Сведений нет |
6,00 |
6,00 |
6,00 |
6,25 |
6,50 |
6,75 |
6,50 |
6,50 |
6,50 |
Уровень демократичности местных властей |
Сведений нет |
5,75 |
6,25 |
6,25 |
6,50 |
6,50 |
6,50 |
6,50 |
6,50 |
6,25 |
Уровень эффективности и независимости судебной системы |
5,50 |
5,50 |
5,50 |
5,50 |
6,00 |
6,00 |
6,00 |
6,25 |
6,25 |
6,25 |
Уровень коррупции |
6,00 |
6,00 |
6,00 |
6,00 |
6,25 |
6,25 |
6,50 |
6,25 |
6,25 |
6,25 |
Балл по демократии |
5,67 |
5,64 |
5,68 |
5,68 |
5,93 |
6,04 |
6,21 |
6,11 |
6,00 |
5,96 |
Уровень демократичности национального правительства. Парламент Кыргызстана проработал по новой Конституции более двух лет. Политическая система страны остается децентрализованной и состязательной. В 2012 году парламент показал, что способен проводить конструктивные политические дебаты по проблемам национального масштаба. Однако на фоне признаков того, что власть снова может оказаться сосредоточенной в руках исполнительной ветви власти, президент Алмазбек Атамбаев обеспечил выборы премьер-министра, сторонника режима, в то время как оппозиционно настроенные депутаты парламента выборочно подверглись уголовному преследованию за предполагаемые коррупционные действия. Рейтинг Кыргызстана по показателю «Уровень демократичности национального правительства» остается без изменений – 6,50.
Избирательный процесс. В марте и ноябре 2012 года по всей стране прошли выборы в местные советы (кенеши). Голосование охватило всю страну и было состязательным, продолжив тенденцию, заданную во время парламентских выборов 2010 года и президентских выборов 2011 года. Вместе с тем, несколько партий пожаловались на повсеместные нарушения в день выборов. В некоторых регионах страны местные партии взяли верх над партиями, представленными в парламенте. Особенно жесткая борьба между национальными и местными партиями развернулась в Бишкеке. Рейтинг Кыргызстана по показателю «Избирательный процесс» остается без изменений – 5,50.
Уровень развития гражданского общества. Гражданское общество Кыргызстана функционирует, в основном, без политического давления, и хотя взаимное недоверие остается проблемой, НПО, депутаты парламента и правительственные чиновники нередко находят области для сотрудничества. В 2012 году НПО сыграли активную роль в разработке политических реформ, расследовании преступлений, совершенных армейскими служащими и сотрудниками милиции во время событий 2010 года, произошедших в Оше, а также в лоббировании законодательства, направленного на принятие жестких мер против похищения женщин с целью вступления в брак. Общественные организации по-прежнему в ощутимой степени зависят от финансирования из зарубежных источников, их основная деятельность сосредоточена в столице республики. На юге страны активисты сталкиваются с более серьезными препятствиями. Таким образом, рейтинг Кыргызстана по показателю «Гражданское общество» остается прежним – 4,75.
Независимость СМИ. Средства массовой информации Кыргызстана по-прежнему по большей части свободны от контроля со стороны властей, хотя государственные СМИ стараются показывать президента в нейтральном или положительном свете. Все больше людей получают доступ к Интернету, в том числе через мобильные средства связи. Содержание интернет-сайтов не подвергается цензуре, но власти объявили о планах по ужесточению доступа к неуказанным «экстремистским» веб-сайтам. В июле 2012 года журналиста Владимира Фарафонова, русского по национальности, осудили и приговорили к выплате штрафа за разжигание в своих статьях в Интернете межнациональной розни. После того, как в 2010 году были закрыты узбекоязычные СМИ, по меньшей мере, одна радиостанция и несколько местных газет в южных частях страны начали вещать/публиковаться на узбекском языке. У городского населения по-прежнему более богатый выбор СМИ по сравнению с сельскими жителями. Рейтинг Кыргызстана по показателю «Независимость СМИ» остается без изменений – 6,25.
Уровень демократичности местных властей. Состязательные выборы в местные кенеши, прошедшие по всей стране в 2012 году, показали, что начатые ранее реформы укрепили местные государственные структуры, повысив их независимость от национальных властей. Появилось несколько новых партий, которые решили поучаствовать в выборах. Некоторым из них удалось заручиться значительной поддержкой избирателей. Несмотря на эти достижения, качество местного самоуправления остается низким во многих местах. Местные органы власти редко становятся объектом пристального внимания со стороны СМИ и, как правило, не привыкли консультироваться с гражданским обществом. Влиятельный мэр Оша продолжает править при помощи неформальной службы личной безопасности. Рейтинг Кыргызстана по показателю «Уровень демократичности местных властей» повышается с 6,50 до 6,25.
Уровень эффективности и независимости судебной системы. В Кыргызстане было предпринято несколько попыток реформировать судебную систему и правоохранительные органы. В процессе принимают участие НПО и эксперты с опытом и знаниями в различных сферах. Однако успехи достигаются медленными темпами. У некоторых судей, отобранных в Конституционную палату Верховного суда специальным комитетом, состоящим из депутатов парламента и представителей НПО, имеются сомнительные документы, подтверждающие квалификацию, и они могут находиться в союзе с политическими силами. Судебная система до сих пор не свершила правосудие в отношении жертв межнационального конфликта, случившегося в 2010 году. Рейтинг Кыргызстана по показателю «Уровень эффективности и независимости судебной системы» остается неизменным – 6,25.
Уровень коррупции. В 2012 году президент Атамбаев объявил о новой кампании по борьбе с коррупцией. Он заверил, что никто в стране не будет иметь иммунитет от уголовного преследования, в том числе члены его собственной партии. Определенные успехи были достигнуты в совершенствовании работы финансовой полиции. Однако на практике большинство уголовных преследований за коррупционные действия осуществлялись выборочно и в отношении оппозиционно настроенных депутатов парламента. Рейтинг Кыргызстана по показателю «Уровень коррупции» остается без изменений – 6,25.
Перспективы на 2013 год. Основной вопрос для Кыргызстана в 2013 году будет заключаться в том, смогут ли парламент, правительство и президент сотрудничать эффективно, не подвергая сомнению предусмотренные Конституцией полномочия друг друга и не допуская сосредоточения власти в руках одного человека. На сегодняшний день все ветви власти сдерживают попытки расширить либо сократить свои полномочия, несмотря на многочисленные изменения в составе правящей коалиции и кабинете министров. А между тем, парламент научился проводить дебаты по политическим вопросам и добиваться широких компромиссов.
В 2013 году стабильность в стране будет во многом зависеть от способности избранных чиновников разрабатывать жизнеспособные курсы экономической политики. В частности, если правительство не решит проблемы в сфере энергетики и продовольственной безопасности, стоящие перед большей частью населения, есть большая вероятность, что в стране начнутся массовые акции протеста, причем как спонтанные, так и организованные лидерами оппозиции. Кыргызстан также пройдет проверку на то, может ли его децентрализованная политическая система привести к добросовестному управлению, а нынешнее политическое руководство – способствовать реформированию правоохранительных органов, начавшемуся в 2010 году.
В Кыргызстане политический процесс нередко тормозится политическими и личными перебранками между парламентариями и правительственными чиновниками. При наилучшем раскладе до завершения текущего 5-летнего срока работы парламента правительство создаст более стабильные политические союзы. В худшем случае президент может распустить парламент, если тому не удастся сформировать правящую коалицию и правительство и поддержать их функционирование.
Автор отчета: Эрика Марат – аналитик по Евразии, работающий в Вашингтоне.