Чингиз Шамшиев: Мы не должны взращивать сверхкомпетентных варваров

Автор -
476

Впервые за много лет в Кыргызстане глава государства всерьез занялся борьбой с коррупцией и развитием госуправления. Сегодня госслужба все чаще и чаще ассоциируется с болотом. Это последствия проведения неудачных реформ первых двадцати лет независимости. В результате них оплата госчиновников стала низкой, как следствие выросла текучка кадров, исчезла преемственность, в госслужбу стали приходить случайные люди.

Особенно сейчас плачевная ситуация в регионах. Шестьдесят процентов людей, работающих в госсекторе – балласт: бумажки носят туда-сюда и проблемы населению создают.

На мой взгляд, современный госслужащий обязан обладать определенными техническими компетенциями. Речь идет о знаниях в сфере управления, законодательства и логики правого процесса, экономики, финансов, политологии, социологии и психологии. Он должен владеть, как минимум одним иностранным языком, разбираться в управлении и уметь принимать решения, касающиеся руководства коллективом и проектом, планирования работы на долго-, средне- и краткосрочную перспективы, распределения обязанностей, контроля исполнения и оценки качества работы, разрешения конфликтных ситуаций, создания команды и проведения переговоров и совещаний.

Современный служащий должен уметь в кратчайшие сроки переработать большой объем документов, проанализировать его, выделить наиболее важные идеи и разработать на этой основе рекомендации. Все это заложено в программах нашего вуза и для нас важно, чтобы преподаватели сумели «вытянуть» такие программы. Также нельзя забывать, что мало передать одни лишь технические компетенции.

Мы не должны взращивать циничных, жестоких, ограниченных, эгоистичных и алчных технократов. Эдаких, сверхкомпетентных варваров. Образование должно серьезно взяться за нравственное воспитание слушателя. Нам необходимо взращивать подлинно гуманных, патриотичных, ответственных, отзывчивых, всесторонне развитых людей, которые были бы примером для подражания, которые умели бы отличать личное от общественного, сиюминутное от вечного.

Именно для этого Академия госуправления при Президенте пошла на кардинальные реформы – буквально на каждом уровне, в каждом, даже самом маленьком, подразделении. В прошлом году наш вуз сам отказался от коммерчески выгодных специальностей, оставив лишь те, что связаны с госуправлением.

Мы вернулись к изначальной миссии академии – готовить высококвалифицированных менеджеров среднего и высшего звеньев для системы государственного и муниципального управления, готовить больших профессионалов и истинных патриотов. Чиновников в стране, возможно, и много, но нехватка компетентных кадров – налицо. Мы должны восполнить дефицит компетентных кадров в госсекторе, а также обеспечить процесс обновления корпуса государственных и муниципальных служащих. Академия – единственное образовательное учреждение в стране, которое должно и имеет возможность выполнить эту миссию.

Я прекрасно осознаю, что сегодня в стране репутация у госслужащих настолько плохая, что мои устремления могут вызвать у некоторых читателей скепсис и даже ухмылку. Разве можно исправить испорченных чиновников? Разумеется, взрослых людей менять крайне сложно, но надо стремиться к лучшему несмотря ни на что, и надо работать с еще неиспорченной молодежью, которая не успела закостенеть. Именно поэтому в академии сохранили (правда, в усеченном виде), бакалаврские программы: чтобы с первого курса растить образцовых госуправленцев.

Расскажу об опыте нашего вуза. Когда я начал реформу, скептики говорили: никто к вам не придет. Но у нас был высокий конкурс. Набор закончили в два тура тогда, когда многие другие вузы не могли добрать слушателей и объявляли даже четвертый тур. Мы сократили набор на 30%, и будем дальше сокращать: нужно качество, а не количество. Зачем выпускать тысячи невостребованных специалистов? Нужно исходить из потребностей государства.

У нас было 15 бюджетных мест на магистерскую программу по госуправлению. Сегодня мы добились выделения 27 бюджетных мест для бакалаврских программ по госуправлению. Также по линии фонда Ханнса Зайделя мы увеличили в 3,5 раза количество мест на очную форму обучения по трем программам госуправления. Если раньше было 50-60 студентов, то сейчас 189. Программы рассчитаны на тех, кто хочет учиться бесплатно и не имеет возможности оплатить обучение. Для слушателей из регионов предусмотрены большие квоты. И в будущем мы будем добиваться того, чтобы у нас увеличивались бюджетные места по государственному управлению.

Выпускник – это конечный продукт нашей деятельности, будущий госслужащий. В АГУПКР разработано видение идеального госслужащего страны (мы отталкивались от лучших международных стандартов и оценки ситуации в госуправлении страны). На основе этого видения разработаны модели выпускника по каждому профилю обучения, в которых определено, какими знаниями и навыками должен в идеале обладать выпускник. После чего мы построили свои учебные планы и рабочие программы.

Мы ориентируемся на опыт лучших зарубежных школ госуправления: Национальной школы администрации Франции, Гарвардской школы госуправления имени Джона Кеннеди, Школы госполитики имени Ли Куан Ю, Школы госуправления и международных отношений имени Вудро Вилсона, Высшей школы госадминистрирования при МГУ имени Михаила Ломоносова.

Обучение в академии должно направлено на две вещи: с одной стороны — позволить работникам министерств, ведомств, органов МСУ соответствовать существующим квалификационным требованиям, и с другой стороны — адаптироваться к новым условиям и задачам, стоящим перед государственными и муниципальными органами. Так вот, выпускник должен обладать теми навыками, которые позволят ему приступить к выполнению обязанностей сразу же при поступлении на работу.

Кроме того, каждый госслужащий должен раз в три года проходить курсы повышения квалификации (КПК). Наш вуз проводит такие тренинги для чиновников. Однако КПК проходят далеко не все, и вовсе не регулярно.

Мы столкнулись с тем, что на местах руководители не отпускают сотрудников учиться: боятся, что некому будет работать. Поэтому они скрывают информацию о наборе на курсы повышения квалификации, они мало задумываются о завтрашнем дне. А ведь от качества подготовки чиновника зависит наша с вами жизнь.

В сложившейся ситуации нужна реформа госуправления и госслужбы. Например, можно начать с того, что увязать уровень образованности чиновника с процессами поступления, продвижения внутри госслужбы, оценки результативности служащих, установления надбавок. Академия старается оказывать содействие подобной реформе, но все, в конечном итоге, зависит от правительства КР, Государственной кадровой службы и Жогорку Кенеша. Надо решить вопрос финансирования обучения.

У нас есть закон об обязательном отчислении работодателем 1% на обучение госслужащих, но он не работает. Прежде выделялось очень маленькое финансирование на центры повышения квалификации академии. В год по всей стране курсы по повышению квалификации проходили 500-800 человек. Этого недостаточно, если учитывать, что у нас в стране 23 тысячи государственных и муниципальных служащих. Мы создали Институт дополнительного образования и уже охватили курсами более 2 тысяч человек. До конца года охватим 6 тысяч. Пришлось решать и проблему низкого качества курсов повышения квалификации. Это было обусловлено и очень низкой оплатой труда тренеров – 30-50 сомов за час — на таких условиях крайне сложно привлекать к работе людей, особенно для работы в регионах. Мы нашли возможность достойно оплачивать тренеров – в 10 раз подняли оплату. И акцент делаем на работе в регионах, где ситуация наиболее плачевна.

Пересмотрели в АГУПКР и структуру курсов. Раньше они были краткосрочными, даже основы не успевали дать. И сертификаты раньше всем подряд вручали, только за присутствие. Теперь тренинг длится минимум 72 часа, сертификаты получают не все – лишь половина, после подтверждения полученных знаний (и в них указывается конкретно, что именно и как сотрудник проходил). Руководители могут видеть, насколько способным оказался сотрудник, насколько ответственным и дисциплинированным. И, ответственно, может поощрять достойных каким-либо образом.

Курсы – самые разнообразные: мы отталкиваемся от потребностей госслужбы. Был изменен подход к формированию программ курсов, акцент был сделан на инновационные треннинги, с учетом задач, которые стоят сейчас перед органами государственного и муниципального управления. Это управление проектами, программами, эффективные коммуникации, лидерство, стратегическое планирование, управление персоналом, организационная конфликтология, делопроизводство на кыргызском и т.д.

Если взяться нормально за работу, любые реформы можно реализовать. И если каждый постарается максимально выжать себя на своем участке работы, ситуацию можно изменить. Пьер Карден говорил: «Я могу подметать двор и шить красивое платье, и я буду делать это одинаково хорошо». Мы можем жить по-другому, без скидки на менталитет, если каждый начнет с себя. Надо прогрессивным людям поддерживать друг друга, объединяться и идти вперед.

Поделиться