Клетка и неволя – синонимы с практически идентичным смыслом. Эти понятия имеют как физическое, так и моральное толкование. Столетиями философы пытаются понять, какая же неволя страшнее – тела или духа? Все, как говорится, познается в сравнении. Но аналогии вполне уместны.
Вспомнилась одна европейская история. В конце пятидесятых годов прошлого века на европейском, а потом и мировом кино-Олимпе заблистала яркая звезда огненно-рыжего цвета – Бриджид Бордо. Женщина, которая задала эталон красоты на несколько десятилетий вперед. На самом пике кинокарьеры звезда уходит со сцены, чтобы посвятить свою жизнь защите дикой природы. И на этом поприще она также снискала мировую славу.
В контексте нашего повествования вспоминается один ее проект, не так давно реализованный на юге Европы. Болгария, Родопи, лесной край первозданной природы. Здесь стоит отойти в лес от шоссе на 50 метров, и попадаешь в дикий край. Чувство совершенно удивительное, если учесть, что минуту назад еще сидел в суперсовременном внедорожнике. Именно эти места госпожа Бордо выбрала для строительства естественного зоопарка в природной среде. Суть этого гуманитарного проекта заключалась в том, что команда волонтеров ездила по Европе и выкупала в передвижных цирках-шапито медведей. После чего вызволенные из циркового рабства звери перевозились в Болгарию и выпускались в естественную среду. Специалисты скажут, что это невозможно. Медведь, привыкший к человеку, в лесу не выживает. Но в том-то и дело, что звери выпускались в лес, огороженный сеткой, которую мишки преодолеть не в состоянии. Большие пространства создавали эффект естественной среды, а постоянная забота человека и, прежде всего, кормление гарантировали стопроцентное выживание. Теперь живут на воле и «на цирковой пенсии от знаменитой актрисы» десятки мишек. Этот заповедник можно посетить. Но вот в чем особенность. Передвижение людей по территории медведей осуществляется по специальным тоннелям из прочной сетки. Ну и для кого эта ситуация является зверинцем?
А все это к тому, как оказался я в журналистском десанте, который намеревался рассказать о буднях и проблемах каракольского зоопарка. Для лучших кадров приходилось иногда даже заходить в клетки. Повторять такие трюки ни в коем случае нельзя. Дикая природа остается коварной даже в рамках клеток и вольеров. И приближаться к ней на расстояние кадра можно только в присутствии профессионалов. И обезьяна может укусить, и верблюд плюнуть, и медведица снять скальп… Но как же интересно смотреть на мир с двух сторон вольера! Вот несколько кадров из этой серии тому в подтверждение. Все-таки журналистам не привыкать «вещать из клеток и вольеров». При всем при этом всегда можно оставаться свободным и независимым.