В Кыргызстане, по статистике, большинство брошенных детей родились у женщин в возрасте от 20 до 29 лет. Основными причинами, по которым молодые мамы оставляют свое чадо, – это статус матери-одиночки, болезни детей, либо же материальные трудности. Для них остается один выход – отдать ребенка в специализированные дома, где о них смогут позаботиться совсем чужие люди.
Некоторым не хватает смелости даже на такой поступок – написать от ребенка «отказную». Новорожденных находят на порогах больниц, детдомов, а иногда и в таких местах, что волосы становятся дыбом.
Безымянная малышка
В манеже первой младшей группы ползает прехорошенькая, солнечная девятимесячная малышка. Она особенная. Во-первых, потому что у нее нет имени. Во-вторых, потому что выжила наперекор желанию своей матери.
История этой девочки потрясла весь Кыргызстан. Ее нашли в сливной яме общественного туалета. Как потом выяснит следствие, туда новорожденную выбросила собственная мать.
Ребенка, весом 1 кг 960 гр., нашли 6 февраля 2013 года в туалете на пересечении улиц Тоголока Молдо и Боконбаева. 28-летняя женщина сразу после родов решила избавиться от «проблемы». Но она не ожидала, что девочку обнаружат и выходят.
Врачи 3-детской клинической больницы боролись за жизнь малышки несколько дней. Ее состояние было крайне тяжелое – молодая мамаша ко всему прочему еще пыталась закидать ребенка камнями. Девочке поставили диагноз – аспирационная пневмония. Каловые массы проникли в уши, носоглотку, частично и в органы дыхательных путей.
Чудом новорожденную удалось спасти, она пошла на поправку и уже 7 мая со статусом «брошенной» поступила в специализированный дом ребенка в Бишкеке.
В настоящее время нерадивая мать находится в СИЗО. У безымянной девочки есть родная бабушка, которая была потрясена поступком своей дочери. Она пытается оформить на себя опекунство над внучкой. Но дело, почему-то, не продвигается.
«Наш персонал был потрясен этой ситуацией. Когда к нам из больницы перевели ребенка, состояние девочки было стабильное. Бабушка после того, как узнала о случившемся, сразу обратилась в суд. Она захотела оформить опекунство, но по сей день никаких новостей нет. Мы звонили, узнавали, какие документы требуются. Она пояснила, что суд по данному делу был отложен два раза. Сейчас мы с бабушкой потеряли связь», — сказала руководитель семейного ресурсного центра Гулайым Кошоева.
Врачи отмечают, что в настоящее время состояние ребенка отличное. Малышка ползает и уже самостоятельно пытается сидеть. Осложнений после случившегося не наблюдается.
Тетрада Фалло, «заячья губа» или «волчья пасть»…
В Бишкекском специализированном доме ребенка сейчас живут 68 детей, от которых отказались родители, и у большинства судьба не менее трагичная, чем у малышки без имени.
3-летнего Эрниса (имя мы изменили из этических соображений) родила ВИЧ-инфицированная женщина. Врачи поставили мальчику диагноз Тетрада Фалло, так называемый «синий» порок сердца. Узнав об этом, мать отказалась от чада. Пришлось ребенка поместить в специализированный дом ребенка.
«Когда Эрнис поступил к нам, был синим из-за того, что клапаны в сердце не закрывались, и кровь не циркулировала нормально. Когда ему исполнился 1 год, он перенес сложнейшую операцию, после которой клапаны начали функционировать. Цвет кожи стал таким же, как и у всех детей. Скоро ожидается вторая операция», — сказала врач-педиатр дома ребенка Кымызай Кудайбердиева.
Сейчас мальчик чувствует себя отлично, но при физических нагрузках появляется одышка. Когда ему исполнится 4 года, его переведут в детский дом. К сожалению, Эрнису в жизни придется перенести еще не одну операцию на сердце, но жить он будет обычной жизнью. Ведь в остальном это нормальный, умный и жизнерадостный ребенок.
До сих пор судьбой мальчика никто из родственников не заинтересовался. Социальные работники пытались выйти на его биологическую мать, но, в основном, в таких ситуациях, матери повторно пишут «отказную».
К сожалению, многие родители пугаются врожденных пороков своих детей, думая, что не смогут с ними справиться, обеспечить уход, отказываются от них почти сразу после рождения. По словам Кымызай Кудайбердиевой, есть такие случаи, когда в малоимущих семьях рождаются дети с «заячьей губой» или «волчьей пастью», и родители сразу решают оставить ребенка в детдоме.
«К нам поступают дети с двухсторонним незаращением верхней губы или твердого и мягкого неба — в народе «заячья губа» и «волчья пасть». Родители не понимают, что сейчас это лечится, операции проводят вполне успешно. А бывает, что некоторые малоимущие семьи вначале пишут «отказную» от таких детей, а потом, когда за счет государства проводят пластику, они оформляют документы на возвращение ребенка в семью», — сообщила врач Кымызай Кудайбердиева.
«Эти дети – мои дети!»
В специализированном доме ребенка содержатся дети до 4 лет с самыми разными медицинскими диагнозами: с поражением центральной нервной системы (ЦНС), нарушениями психики, с врожденными уродствами, с задержками психомоторного развития и другими. Работать с такими малышами может далеко не каждый человек, даже если он получил специальное образование и подготовку.
Если вы встретите здесь молодого, до 35 лет, воспитателя – можете не сомневаться – это иностранный волонтер. Большинство сотрудниц дома ребенка имеют стаж более 10 лет. Молодые выпускники медицинских заведений сюда не заглядывают.
Врач-педиатр Кымызай Кудайбердиева работает здесь уже 14 лет. Поначалу ей было сложно адаптироваться на новом месте. Слезы невольно наворачивались на глаза каждый раз, когда шла к своим подопечным. Сейчас уже привыкла, но по сей день, при взгляде на этих малышей, сердце «кровью обливается».
«Изначально я работала в поликлинике участковым врачом, потом поняла, что это не совсем мое призвание. Мне предложили место педиатра в доме ребенка. Зарплата здесь мизерная, и, спустя некоторое время, мне пришлось поменять место работы. Но я не могла не думать о моих воспитанниках. Вернулась сюда, несмотря на гроши, которые платят. Ведь отчасти, эти дети – мои дети», — поделилась врач-педиатр.
И вот на протяжении многих лет Кымызай наблюдает за совсем маленькими детками: измеряет им температуру, осматривает, следит за иммунитетом и общим состоянием здоровья.
«Я день и ночь думаю о них. Могут позвонить среди ночи и вызвать. Я знаю каждого ребенка и не хочу уходить отсюда», — воодушевлено сказала врач.
Специализированный дом ребенка в Бишкеке начал свою работу с 1919 года. На данный момент в нем находится 68 детей в возрасте до 4 лет. Всего 6 групп, по 9 детей в каждой. В группе работает один воспитатель и няня, также работу с детьми ведут логопед, массажист и другие специалисты.
«Наша цель – уменьшить число брошенных детей»
В Кыргызстане после принятия Кодекса о детях началась серьезная работа по профилактике отказов от детей.
«Наша цель и задача состоит в том, чтобы уменьшить число брошенных и отказных детей. Мы постепенного этого добиваемся. Хочу отметить, что за последнее время число поступивших в дома ребенка детей немного уменьшилось», — отметила руководитель семейного ресурсного центра Гулайым Кошоева.
Также она сказала, что нужно вести работу по предотвращению нежелательной беременности среди подрастающей молодежи. Зачастую бросают своих детей молодые женщины, не достигшие совершеннолетия. Подростки скрывают свою беременность от родителей, не становятся на учет к гинекологу, а в итоге увеличивается вероятность того, что ребенок родится с различными патологиями.
Возможно, вполне здорового ребенка усыновят, а что же делать тем детям, судьба которых – на всю жизнь быть инвалидом? Ведь по статистике, такие малыши никому не нужны. Брошенные родителями, они остаются на содержании у государства, а работающие за мизерную зарплату воспитатели, от сострадания к таким детям, остаются верными и преданными на долгие годы.