Эрнест Карыбеков: «Прежде чем повышать тариф необходимо оптимизировать расходы»

Автор -
397

    Недавно один чиновник министерства энергетики Кыргызской Республики признался мне, что в действующий тариф на электроэнергию закладываются многочисленные финансовые затраты энергетических компаний. Здесь, вроде как, и необходимая закупка вспомогательных и комплектующих материалов, покупка горюче-смазочных материалов, а также отчисления в фонд заработной платы, Социальный фонд, перечисления в амортизационный фонд, оплата за транзит электроэнергии, и даже затраты на определенные вознаграждения членам совета директоров.

    В течение последних двух лет, энергетики время от времени говорят о повышении цены на свет, о том, что платить нужно больше. Они утверждают, что действующие тарифы на энергоносители не покрывают затраты компаний, и потому ремонтные работы, реконструкция и модернизация действующих, а также строительство новых энергообъектов осуществляются за счет кредитов и ссуд.

    Кыргызский тариф на электроэнергию вот уже несколько лет замер на уровне 70 тыйынов за 1 кВт/ч. О том, действительно ли необходимо увеличить стоимость электроэнергии, KNews рассказал эксперт Эрнест Карыбеков. По его мнению, в сфере энергетики есть многочисленные пробелы, которые и закладываются изначально при формировании тарифа, следовательно, его повышать не нужно.

    Почему, на Ваш взгляд, повышение тарифа в Кыргызстане неприемлемо?

    Никто не говорит о том, что нужно заморозить тарифы навечно. По большому счету, тарифы должны были бы соответствовать росту цен на электрооборудование и комплектующие, используемые при модернизации, ремонте, реконструкции электроэнергетической системы Кыргызстана.

    При рассмотрении вопроса тарифа на электроэнергию в Кыргызской Республике нельзя учитывать только эту аргументацию. Здесь нужно подойти комплексно и системно, обязательно учесть основные показатели экономики страны. Это объем ВВП, сумма доходной части бюджета республики и так далее. С такими низкими экономическими показателями по сравнению с другими странами, соответственно с низким уровнем жизни населения страны и высоким уровнем коррупции в системе считаю, что неприемлемо поднимать тарифы. Этот системный кризис касается всей экономики республики, и тут нужна эффективная, системная, комплексная работа всего кабинета министров.

    Это хорошо, что 90 % генерации электроэнергии у нас производится на гидроэлектростанциях. Представьте себе, что было бы, если бы в Кыргызстане электроэнергию производили только на тепловых электростанциях, где цена на топливо для производства электрического тока с каждым годом растет. Это было бы катастрофой. Поэтому ни в коем случае нельзя однобоко аргументировать рост тарифа, например, сравнивая кыргызстанские тарифы с уровнем тарифов в других странах, где основной генерацией являются ТЭЦ, где социально-экономические показатели выше, чем в Кыргызстане.

    Часто говорят о коррупции в сфере энергетики. Как-нибудь влияет коррупционная составляющая на нынешний тариф?

    Конечно, необходимо искоренить коррупционную составляющую в электроэнергетической системе. Это государственные закупки. Хищение электроэнергии потребителями, потери — это другой вопрос. Государственные закупки – вот где воруют деньги! Это покупка оборудования, топлива, и т.д. по ценам, выше рыночных. Продажа на экспорт электроэнергии, услуг регулирования частоты по ценам, ниже оптовых рыночных цен.

    Кроме этого, есть и другие причины, влияющие на стоимость 1 киловатт часа электроэнергии. Например, продажа электроэнергии из государственной энергетической компании ОАО «Электрические станции» потребителям внутри страны, через фирмы-перепродавцов, минуя государственные распределительные компании. Обоснования – мол, это позволяет создать рынок электроэнергии внутри страны – беспочвенны, поскольку, 99 % электроэнергии вырабатывается на одном источнике генерации – ОАО «Электрические станции». Да, часть фирм–перепродавцов платят налоги, например, в 1 миллион сомов, но в то же время упущенная выгода государственных распределительных компаний составляет несколько миллионов сомов. А некоторые посредники-перепродавцы вообще показывают убыточность фирмы. Но это вопрос к фискалам. Вы бы продолжали заниматься делом, если оно убыточно? Кроме этого, ремонтные работы. Мы с Вами не знаем, какие ремонтные работы реально проводятся. А ведь миллиарды сомов расходуются ежегодно системой для ремонта.

    Вы часто говорите, что в ценообразовании электроэнергии существуют явные ошибки в действующем законодательстве. Расскажите о них?

    Основой причиной служит ценовая политика, использующая различные методы ценообразования.

    Во-первых они допущены в действующем законодательстве, в частности абзацем вторым статьи 21 закона «Об электроэнергетике», который гласит, что «цены должны отражать полную стоимость производства, передачи и распределения тепловой или электроэнергии, включая затраты на производство и техническое обслуживание, возмещение капитальных затрат, привлечение инвестиций и процентную ставку возврата».

    Капитальные затраты в виде капитальных вложений (реконструкция основных фондов, техническое перевооружение и новое строительство в соответствии с требованиями Международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) 16 «Основные средства») не могут быть отнесены к полной себестоимости. Эти затраты относятся к полной себестоимости через амортизацию основных фондов в течение срока полезного использования. Согласно пункту 2 статьи 1 закона «О бухгалтерском учете», единой методологической основой ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, применяемой на территории Кыргызской Республики для всех субъектов, независимо от формы собственности (кроме индивидуальных предпринимателей), являются МСФО. Кроме того, согласно пункту 2 статьи 4 вышеназванного закона, нормы, содержащиеся в других законах и иных нормативных правовых актах, затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, должны соответствовать закону «О бухгалтерском учете». В случае расхождения норм, регулирующих вопросы бухгалтерского учета, содержащихся в иных законах, с нормами настоящего закона, действует настоящий закон. Ценообразование непосредственно касается вопросов бухгалтерского учета.

    Тогда в каком случае необходимо повышать тарифы?

    Инициативной группой экспертов разработан законопроект «О внесении изменения в закон «Об электроэнергетике». Решение о поднятии тарифов на электроэнергию может быть принято только после переоценки основных фондов энергокомпаний в соответствии с требованиями МСФО 16 «Основные средства», поскольку после переоценки в сторону увеличения стоимости основных фондов, будет повышение амортизационных отчислений, которые являются источником финансирования капитальных вложений.

    Таким образом, только в 2012 году при определении полной себестоимости полезно отпущенной электроэнергии конечным потребителям произошли завышения, которые легли в стоимость тарифа. Это затраты на полезно отпущенную электроэнергию с шин гидроэлектростанций и ТЭЦ, затраты на передачу электроэнергии по сетям ОАО «НЭСК» и затраты на распределение электроэнергии с РЭКов. Завышения со стороны энергокомпаний за счет незаконных затрат, не включаемых в полную себестоимость проданной электроэнергии (капитальные вложения, погашение основной суммы кредитов), составили 2 млрд 131 млн сомов.

    Второй законопроект «Об эффективном государственном регулировании электроэнергетической системой», который подготовила наша инициативная группа, тоже предполагает сокращение финансовых расходов в системе.

    Предлагается, что в отсутствие рынка электроэнергии, внутри страны из семи энергокомпаний создаются две большие государственные энергокомпании: кыргызская распределительная энергетическая компания (КРЭК) и кыргызская национальная энергетическая компания (КНЭК). Таким образом, за счет принятия двух законопроектов в системе появляются порядка 2,3 миллиарда сомов ежегодно.

    Используя эти резервы, необходимо устранить потери электроэнергии в распредкомпаниях в 2,3 миллиарда сомов, при средней цене 1 кВт/ч электроэнергии в 1 сом за счет модернизации и автоматизации. Эти потери можно вернуть в систему в течение 5 лет. Итого, через 5 лет резервы в системе составят 4,6 миллиарда сомов. Кроме этого, искоренить коррупцию в системе. Порядок в госзакупках энергосистемы нужно наводить в первую очередь, не дожидаясь других отраслей экономики, а то это затянется надолго.

    Только после этого можно ставить вопрос о повышении тарифа. И то, обоснованно. Это будет правильным и логичным.

    Поделиться