В понедельник вице-премьер-министр Кыргызской Республики по безопасности, правопорядку и вопросам границ Абдырахман Маматалиев сообщил, что в случае проведения капитального ремонта головного водозаборного сооружения Уч-Курганской ГЭС правительство Кыргызстана примет решение о временном закрытии Большого Наманганского канала. По словам Маматалиева, кабинет министров в ближайшее время рассмотрит просьбу энергетиков и примет окончательное решение.
Чиновник рассказал, что плачевное состояние канала было отмечено энергетиками республики спустя 53 (пятьдесят три) года его эксплуатации. Маматалиев заметил, что пропускная способность магистрального канала составляет 35 куб. метров воды в секунду, из которых 30 куб. метров уходит в Узбекистан и назад уже не возвращается.
Представители правительства Кыргызстана, а конкретно Министерства энергетики, Министерства сельского хозяйства в лице Департамента водного хозяйства, осмотрели состояние наших приграничных каналов, водохранилищ, которые совместно используются нами и нашими соседями.
«Мы внимательно ознакомились с тем, где и какие каналы проходят, какой объем воды протекает по каналам, какой процент используется нами и нашими соседями. Где-то требуется провести ремонт, где-то необходимо справедливое распределение воды», — заметил Маматалиев.
Чего мы лишаем Узбекистан в случае закрытия канала? Протяженность Большого Наманганского канала составляет 135 км, из которых только 12 км проходит по территории Кыргызстана (Ак-Сыйский район Джалал-Абадской области). Далее канал орошает аридные земли Уч-Курганского, Наманганского, Чартаксого районов Наманганской области, точнее ее восточную часть. Канал проходит по таким крупным населенным пунктам как Чартак. В окруженной горными хребтами (Чаткальский хребет) восточной части области климат мягкий, осадков выпадает до 600 мм, что создает благоприятные условия для развития богарного земледелия. Основной отраслью сельского хозяйства области является хлопководство. Более 60 % всех посевных площадей ранее занимал хлопчатник. А что для узбека хлопок, говорить, наверное, не надо.
Точный объем воды, который отпускается с Большого Наманганского канала, не был озвучен кыргызскими чиновниками. Заметим, что по данным Департамента водного хозяйства КР, Узбекистан ежегодно дает Кыргызстану 320-400 млн куб. метров воды с Большого Ферганского канала, Южного Ферганского канала, с Пахтаабадского канала и других каналов. Кыргызстан только по реке Нарын в зависимости от водности отдает 5-8 млрд куб. метров воды. Тот есть Узбекистан в силу определенных причин и обстоятельств способен лишить фермеров Джалал-Абадской области поливной воды.
Любой энергетик скажет, что поздняя весна и начало лета, когда снижается выработка электроэнергии, является самым удобным временем для проведения ремонта на гидротехнических сооружениях. Чем же объясняется столь поспешное решение правительства, и зачем необходимо было созывать целую пресс-конференцию, чтобы объявить о незначительном ремонте затвора канала?
Первый заместитель генерального директора ОАО «Электрические станции» Абдылда Исраилов сообщил K—News, что на Уч-Курганской ГЭС, на канале есть технические проблемы.
«Мы осмотрели пороги на правом берегу реки Нарын и приняли решение, что надо провести работы по уплотнению затворов (на БНК их четыре). Сама станция находится на нашем балансе, но расход воды по каналу регулируются Министерством сельского хозяйства. Когда будет рассмотрена наша просьба и принято решение, будет определено правительством», — сообщил немногословный чиновник.
Под лежачий камень вода не потечет
Однако эксперты и политологи увязывают возможную «засуху» ряда районов Наманганской области с политикой и межгосударственными отношениями. Заметим, что еще месяц назад в качестве ассиметричного ответа по прекращению поставок газа из Узбекистана на юг страны депутаты Жогорку Кенеша, ряд экспертов предложили лишить узбекских хлопкоробов воды.
Мы уже писали, что попуски воды как с Токтогульского, так и с других водных артерий, регулируются рядом межгосударственных документов. Река Нарын является бассейном реки Сырдарьи, которая в свою очередь является бассейном Аральского моря. Процент вододеления определен еще в 1982 году постановлением № 11 Государственной экспертной комиссии Госплана СССР «Об экспертизе уточненной схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейне р. Сырдарьи» (далее по тексту – комплексная схема).
После развала СССР, в 1992 году, было принято Соглашение между Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном о сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников. Этим соглашением стороны приняли решение создать Межгосударственную координационную водохозяйственную комиссию (МКВК).
Далее президенты всех стран Центральной Азии, подписав в 1994 году Нукусскую декларацию, приняли решение придерживаться и признавать ранее подписанные и действующие соглашения, договоры и другие нормативные акты, регулирующие взаимоотношения по водным ресурсам в бассейне Арала, то есть комплексную схему 1982 года.
На сайте МКВК черным по белому написано, что головное водозаборное сооружение Большого Наманганского канала на реке Нарын и сам Большой Наманганский канал (БНК) входят в реестр объектов межгосударственного значения в бассейне реки Сырдарья. Назначение головного водозаборного сооружения БНК – регулирование водозабора из Учкурганского водохранилища. Но при этом, эксплуатирующей организацией является Министерство сельского хозяйства и мелиорации КР, правительство КР. Магистральный БНК, кроме Министерства сельского хозяйства и мелиорации КР, эксплуатируется (по территории РУз) соответствующим министерством Республики Узбекистан.
Между тем, эксперт Эрнест Карыбеков считает, что если Кыргызстан проигнорирует межгосударственные соглашения и начнет бесполезные, по сути, ремонтные работы, то долго они продолжаться не смогут.
«Долго воду перекрывать мы не сможем, плотина не такая высокая (56 метров), да и выработку остановить мы не сможем, соответственно вода будет поступать по естественному руслу. Я считаю, что кто вслух угрожает, тот никогда не решится на действие. Под видом ремонтных работ мы используем механизм давления. Угрозы на уровне правительства ни к чему не приведут. Хотя необходимо отметить, что больше никаких рычагов влияния у нас нет. Кроме этого, Узбекистан за годы независимости на своей территории накопил столько воды, сколько хватит, чтобы провести поливной сезон и без нашей воды», — заметил Карыбеков.
Кыргызстан, как субъект международного права, обязан соблюдать межгосударственные соглашения, в том числе и со странами региона по взаимным поставкам топливных и водно-энергетических ресурсов.
В отчете «Конфликты, связанные с водой, на юге Кыргызской Республики» сообщается, что в соответствии с межгосударственными соглашениями, КР может оставлять 12 млрд кубометров воды, что составляет 25 % годового стока в стране (47 млрд кубометров воды). Хотя Кыргызстан выполняет свои соглашения с точки зрения выпуска 75 % воды к соседям, Узбекистан постоянно нарушает свои поставки природного газа. Что касается воды, есть общее представление у кыргызской стороны, что существующие соглашения о совместном пользовании водных ресурсов не в пользу граждан Кыргызской Республики.
Вода – основа жизни землепашца!
По мнению политолога Марса Сариева, решение о ремонте канала является реакцией на перекрытие газа узбекской стороной.
«Узбекистан не реагирует на звонки и обращения Кыргызстана. Тогда понятно, что это попытка давления со стороны наших властей. В истории были случаи, когда Кыргызстан блокировал воду Казахстану, тогда после истечения определенного срока начинался какой-то переговорные процесс. Но здесь ситуация иная, решение чревато, и слишком велик риск обострения ситуации. Все мы помним угрозы президента Узбекистана Ислама Каримова о водных войнах. В сезоне полива это может усугубить ситуацию в Узбекистане, и это на руку определенным силам, которые пытаются раскачать ситуацию в регионе. Нужно смотреть правде в глаза. У нас практически нет никаких рычагов влияния по всем категориям, в том числе по вооружению и численности армий. Здесь необходим осторожный подход. Почему не вмешивается в процесс Россия, которая взяла на себя договорные обязательства? Кыргызстан является форпостом Российской Федерации в регионе. Россия имеет выгодное геополитическое положение, регулирует поставки газа. Именно эта страна должна оказывать отрезвляющее влияние на Каримова в условиях существования опорного пункта НАТО в Узбекистане», — заметил Сариев.
По мнению политолога, Кыргызстан не должен совершить роковой ошибки.
«Перекрытие воды – это дивиденды Каримову, укрепление авторитета тоталитарного режима через создание внешнего врага. Любая дестабилизация ситуации в Кыргызстане на руку соседу. Мы не должны стать разменной монетой в геополитических играх Запада с Россией. Мы должны помнить, что здесь мы не игроки, а всего лишь фигуры. Вопрос по газу может решить временно, к примеру, доставка сжиженного газа в баллонах из Казахстана. Решение должно быть техническим. Мы должны учитывать специфику региона. Для бедного землепашца вода – это основа жизни, и именно в этой простой истине коренится опасность», — заметил Сариев.
Когда правительство примет решение и какую оно примет формулировку, осталось ждать недолго. Но нужно помнить, что огромное желание, неумение вести переговоры и слишком высокая мотивация обеспечить население юга Кыргызстана газом могут сыграть против правительства. Вода – основа жизни человеческого организма и его существования. Человеческий мозг на 75 % состоит из воды, и какая вода ударит в голову чиновнику, не всегда понятно.