Вице-премьер КР Абдырахман Маматалиев: Все конфликты между кыргызами и таджиками происходят на дорогах и из-за дорог

Автор -
404

    На прошлой неделе в четверг на участке кыргызско-таджикской государственной границы в Баткенской области произошел вооруженный конфликт между представителями пограничных ведомств. По официальной информации Таджикистана, в ходе перестрелки двое было убито и несколько человек ранено. По данным кыргызской стороны, причиной конфликта стало несанкционированное проникновение граждан Таджикистана, жителей анклава Ворух на территорию Кыргызской Республики.

    О самом инциденте, о чуть не сорвавшейся встрече высших представителей правительств обеих стран и о том, почему же все-таки так часты конфликты на приграничных с Таджикистаном территориях, в интервью KNews рассказал вице-премьер-министр Кыргызстана Абдырахман Маматалиев.

    Абдрахман Мадакимович, почему, на Ваш взгляд, перестрелка между пограничниками произошла аккурат в тот день, когда должны были возобновиться строительные работы по объездным автодорогам, а также переговоры на уровне вице-премьеров по дальнейшему процессу делимитации государственной границы?

    Да, соответствующие службы перед началом строительства этих дорог докладывали нам, что возможны какие-то провокации. Какие именно, мы не знали. К сожалению, произошла перестрелка. Мы во время переговоров с таджикской стороной поделились этой информацией. У нас в разработке есть версии, и над ними работают представители обеих стран.

    Отмечу, совсем недавно неправительственные организации провели опрос среди жителей обеих стран приграничного региона. Абсолютное большинство жителей Таджикистана считают, что они должны жить с кыргызами в мире и согласии. К сожалению, в Таджикистане есть определенные силы, которые не направлены против кыргызов, а направлены против действующей власти Таджикистана.

    Конфликт произошел. Что, в конце концов, предъявляет таджикская сторона?

    В тот же день была заслушана информация руководителей пограничных служб по данному инциденту. Было принято решение о проведении его совместного расследования. Уже направлено обращение генеральным прокуратурам двух стран о создании совместной оперативно-следственной группы.

    О погибших. Сначала они говорили, что один человек умер и пятеро ранено. Потом счет раненых увеличился до 7 человек. По последней информации убитыми значатся два человека. Но это – данные соседей и если совместное расследования выявит, что применение оружия наших пограничников было неправомерным, и огонь велся не на нашей территории, то тогда можно говорить и поднимать эту тему. Пока же, по нашим данным, они (граждан Таджикистана – прим. ред) перешли границу и применение оружия кыргызскими пограничниками было правомерным.

    Нужно учесть, что стреляли не только наши, но и пограничники таджикского наряда. Все ответы впереди – следствие покажет.

    Какова сейчас ситуация в Таджикистане и на приграничной территории?

    Ситуация на самом деле достаточно напряженная. Все-таки есть раненные и погибшие. Об этом нас проинформировали таджикские официальные органы. В населенном пункте Ворух, насколько нам известно, 10 июля были волнения жителей, которые выражали недовольство в адрес официальных органов Таджикистана, в частности, силовиков.

    Нам надо проводить разъяснительную работу среди населения. Над этим сейчас работают не только руководители органов местного самоуправления, но и центральная власть Таджикистана. На границе находятся помощник таджикского президента по вопросам национальной безопасности, генерал Шерали Хайрулооев, там же находился и вице-премьер-министр страны Муротали Алимардон.

    Конечно же, какое-то недоверие друг к другу у местного населения обеих стран присутствует. К примеру, 12 июля нашу машину с работниками военной прокуратуры закидали камнями. В ночь на 13 июля в районе села Уч-Тобо наши жители собрались, закинули камень в окно нашего же дома, а те решили, что это сделали таджики, начинался конфликт, но правоохранительные органы смогли взять эту ситуацию под контроль.

    Эти инциденты говорят о том, что ситуация там напряженная. Но хочу заверить, что на границе достаточно сил и средств, как с нашей стороны, так со стороны соседей – Таджикистан подтянул дополнительные силы к границе. Между силовиками Кыргызстана и Таджикистана есть контакт. Буквально позавчера в Исфаре состоялась встреча глав УВД Баткенской (КР) и Согдийской (РТ) областей, глав региональных пограничных служб под руководством генерала Хайрулооева.

    Вернемся к 10 июля. Встреча между представителями правительств в тот день все же состоялась. Какие решения были приняты?

    Да, встреча, несмотря на перестрелку, все же состоялась. В Исфаре был согласован проект межправительственного соглашения об использовании приграничных дорог. Это – те дороги, которые были оговорены в предыдущем протоколе во время кыргызско-таджикских переговоров: проект дороги Кок-Таш – Ак-Сай – Тамдык – Ишемиш, существующая дорога Исфара – Ак-Сай – Ворух и развязка автодороги Ак-Сай – Ворух. Мы договорились, что дорога Кок-Таш – Ак-Сай – Тамдык – Ишемиш будет использоваться гражданами Кыргызской Республики, существующая линия Исфара – Ак-Сай – Ворух будет использоваться совместно гражданами Кыргызстана и Таджикистана, а развязка протяженностью в три километра будет находиться на балансе правительства Кыргызстана.

    Проект соглашения был согласован и направлен на рассмотрение правительств двух стран для прохождения внутригосударственных процедур. Мы договорились в течение двух недель уточнить окончательные детали четвертой развязки. В принципе она была согласована на 100%, но в связи с произошедшим инцидентом таджикская сторона попросила дать двухнедельный срок для рассмотрения некоторых технических вопросов.

    Кроме этого был рассмотрен вопрос по ускорению делимитации государственной границы. Мы, кыргызская сторона, готовим предложение по прохождению линии государственной кыргызско-таджикской границы по всему ее периметру и, прежде всего, той части, которая не утверждена и не описана. Это 46 % или 519 километров из 970 километров общей границы. И уже потом на уровне правительств – без экспертных групп –  мы напрямую рассмотрим линию прохождения государственной границы.

    Официально Таджикистан не предъявляет каких-либо территориальных претензий. Но другое дело, когда мы говорим об ускорении делимитации мы берем на основу соглашение от 1991 года, которое практические узаконивает ныне установленную границу. Это соглашение, которое было подписано руководством суверенных государств и ратифицировано парламентами стран региона. А таджикская сторона, к сожалению, каждый раз предъявляет карту 1924 года. Там есть разногласия и разночтения, и поэтому мы не двигаемся вперед, топчемся на одном месте уже несколько лет.

    Пришли сейчас к следующему решению: каждый должен начертить линию государственной границы, и мы будем решать. Может быть, придется принять политическое решение.

    Что даст строительство дорог, о которых там много говорят и которые так трудно, оказывается, построить?

    Мы пытаемся минимизировать конфликты на границе. Как вы заметили, наши граждане получат возможность перемещаться из населенного пункта в другой уже без контакта с таджикскими пограничниками.

    К примеру, из-за чего случались конфликты? В первом конфликте шел человек на пастбище, его остановили граждане Таджикистана, и после этого наши граждане перекрывают дорогу в Ак-Сае. Или 7 мая: наш гражданин заехал в населенный пункт Хожо-Ало там у него произошел конфликт с сотрудниками автоинспекции и после этого в драку были вовлечены 1,5 тыс. человек. То есть все контакты происходят на дороге – дорога это самое главное. Мы думаем, что построив новые пути сообщения, мы минимизируем конфликты, во всяком случае, на бытовой почве.

    Поделиться