Перед началом очередной парламентской сессии в политических кругах Кыргызстана вновь поговаривают о возможной смене кабинета министров, точнее премьер-министра Джоомарта Оторбаева, ведь обычно отставка правительства Кыргызстана не касается министров и глав ведомств.
Осень – время перемен?
Депутат Равшан Жеенбеков (без фракции) в интервью K—Newsотметил, что обвинять во всех сегодняшних бедах только лишь Джоомарта Оторбаева нельзя, это было бы не совсем справедливо.
«Очень много проблем, которые не были решены ранее, много дел, которые не сделали. Из-за этого наше положение с каждым годом ухудшается, мы не смогли с 2010 года начать реформы. Мы поменяли модель управления, но не стали следовать ей, а изменили в сторону президентской власти.
Цены выросли на все, от продуктов питания до ГСМ и электроэнергии, на юге нет газа. Международное сообщество нам помогать не будет, у них своих проблем много. Кажется, природа тоже пошла против нашей власти и правительства — нет воды, нет урожая, нечем кормить скот зимой. Все это, как негатив, ложится на плечи именно этого правительства, именно Джоомарта Оторбаева», — сказал депутат.
Он отметил, что премьер-министр, несмотря на свою прогрессивность и образованность, оказался слабым руководителем, по словам Жеенбекова, даже «слабейшим в нашей истории». При этом хорошей работе Оторбаева помешало и отсутствие сильной команды, которую он создал бы сам.
«Ему навязали эту команду, сам он не нанял ни одного министра. Все министры навязаны либо президентом, либо лидерами фракций, и все они оказались слабыми. В результате мы оказались в системном кризисе. И этой осенью снесут правительство. Если его не уберут президент или лидеры фракций, то проблемы будут у них, поэтому они вынуждены будут избавиться от Оторбаева, чтобы спасти себя. Все проблемы спишут на Оторбаева, скажут, что он виноват и в повышении тарифов, и в отсутствии воды, и во всем остальном», — считает Жеенбеков.
Депутат от фракции «Республика» Курманбек Дыйканбаев также выразил мнение, что осенью стоит ожидать перестановок в составе кабинета министров.
«Сегодня на самом деле сложилась сложная для правительства ситуация, экономика на спаде, все знают ситуацию с газом и водой, в сельском хозяйстве тоже сложное положение, тюк корма уже стоит 250 сомов, зимой будет еще хуже. Это все говорит о том, что правительство не оправдает ожиданий граждан, и осенью, возможно, будут изменения в правительстве. Я считаю, что должны прийти свежие силы, которые будут поощрять местных производителей, оказывать содействие местным фермерам, сокращать штат чиновников, а сэкономленные средства направлять на развитие регионов», — считает Дыйканбаев.
Кто следующий?
Среди депутатов Жогорку Кенеша ходят слухи, что работой нынешнего премьер-министра остались недовольны в Аппарате президента и партии СДПК. Поговаривают, что теперь ставка делается на Тайырбека Сарпашева, который сейчас занимает пост первого вице-премьер-министра.
«Я бы не сказал, что ставка может делаться на Сарпашева, возможно, его рассматривают, как одну их фигур. О нем уже создано общественное мнение, как об одиозном чиновнике, и я не думаю, что его сделают премьер-министром. Нужно рассматривать кандидатуры тех, кто близок к президенту. Я слышал несколько имен, это Чыныбай Турсунбеков (лидер фракции СДПК), Омурбек Бабанов (бывший премьер-министр, лидер партии «Республика»), хотя это маловероятно, Асылбек Жээнбеков (спикер ЖК). Всплывает еще одна кандидатура – глава Госгеологии Дуйшенбек Зилалиев, и я считаю, что это очень интересная фигура», — поделился услышанным в кулуарах Равшан Жеенбеков.
Председатель коалиции парламентского большинства и лидер парламентской фракции «Ар-Намыс» Феликс Кулов считает, что Тайырбек Сарпашев пока не сделал ничего, чтобы стать следующим премьер-министром.
«А что сделал Сарпашев? Почему он лучше? Он хороший человек, но правительство работает в команде. Если у него есть идеи, которые премьер не поддерживает, пусть он скажет нам, коалиции. Если у него идеи лучше, чем у премьера, мы их рассмотрим и порекомендуем. Но он ничего еще не предлагал, абсолютно ничего», — сказал Кулов.
Парламентарий отметил, что для эффективной работы правительства не нужно постоянно менять его главу, а стоит поменять принцип работы госорганов. Он рассказал о предлагаемой структуре правительства, в которой будет меньше министерств, но будут созданы государственные корпорации, нацеленные на зарабатывание денег без финансирования из республиканского бюджета.
«Мы хотим создать такую структуру, которая будет эффективной. Мы не преследуем цели разбираться с Джоомартом Оторбаевым, он сам заинтересован в том, чтобы усовершенствовать структуру. И сегодня я как председатель заверяю, что в коалиции большинства никто не копает под Оторбаева. Ну, придет Сарпашев, и что? Какая разница? Это не поможет. Нам нужна другая концепция правительства, потому что правительство – коллегиальный орган», — добавил Феликс Кулов.
Сначала отчет, потом расчет
Член парламентской фракции СДПК Дамира Ниязалиева, как она сообщила в интервью редакции, разговоров в правящей партии о недовольстве работой Джоомарта Оторбаева не слышала и о якобы готовящейся смене главы правительства ничего не знает.
«Впереди обсуждение бюджета, есть наболевшие вопросы по Кумтору, электроэнергетике, тем более все депутаты поездили по регионам, уйма проблем, которые правительству нужно решить. Мы не должны ставить себе целью отставку правительства. Цель парламента в том, чтобы правительство давало ожидаемые результаты.
Нужно сначала посмотреть, какие результаты работы за несколько месяцев имеются у нашего правительства и только после этого можно судить об эффективности его работы. Частая смена руководителя правительства тоже может плохо сказаться на работе всего государства.
Возможно, правительству не удается работать в едином направлении развития, какие-то вопросы выпадают из-под контроля. К тому же приближается суровая, по словам энергетиков, зима, уже говорят о возможных веерных отключениях. Если будут социальное напряжение, конечно, вопрос о смене правительства может встать, но я сама не сторонник того, чтобы каждые полгода менять правительство», — сказала Ниязалиева.
Она добавила, что Жогорку Кенеш каждый раз совершает одну и ту же ошибку – не заслушивает презентацию программы премьер-министра, где кандидат должен прописать, как он будет работать, решать экономические и социальные проблемы. По мнению парламентария, депутаты должны задавать все интересующие их вопросы, узнавать ответы, и только потом утверждать главу правительства.
«С этой же программой нужно принимать и критерии, по которым можно оценивать работу правительства каждые полгода. Если бы программа и критерии принимались, то никаких личных и лишних вопросов к премьер-министру позже не возникало бы. Мы же ни одного руководителя правительства, которых утверждали, не слушали, не спрашивали, какие цели у него, чего он добьется через полгода, год, что нового сделает. И еще — человек должен приходить со своей командой и четким видением того, каких результатов он должен достичь», — считает народная избранница.
Омурбек Текебаев — лидер парламентской фракции «Ата-Мекен», которая, кстати, и развалила предыдущую коалицию большинства, отправив Жанторо Сатыбалдиева в отставку, и продвигала кандидатуру Джоомарта Оторбаева на пост премьер-министра, к удивлению был немногословен и открыто защищать своего ставленника не стал.
«Давайте я о работе правительства скажу по результатам 9 месяцев, сейчас преждевременно делать определенные выводы. Деятельности правительства дает оценку Жогорку Кенеш», — сказал Текебаев, отвечая на вопрос, действительно ли глава государства недоволен работой главы правительства.
Кто развалит коалицию?
У депутатов Жогорку Кенеша есть 2 способа распустить правительство – выразить недоверие или развалить коалицию. О выражении недоверия кабинету министров в стенах парламента говорят часто, но видимых результатов это еще ни разу не принесло. А вот второй вариант успешно применялся в этом созыве ЖК дважды — «Ар-Намысом» с целью отправить в отставку Омурбека Бабанова и «Ата-Мекеном» для увольнения Жанторо Сатыбалдиева. Последует ли их примеру СДПК для освобождения Джоомарта Оторбаева от занимаемой должности?