Депутатские группы в Жогорку Кенеше признаны вне закона. Накануне Конституционная палата Верховного суда пояснила, что отдельное существование депутатских групп от фракций противоречит нормам Конституции.
«Конституционная палата признала, что отдельное существование депутатских групп от фракций нелегитимно. Жогорку Кенеш состоит из фракций, а депутатские группы могут существовать только во фракциях. Вне фракций они не должны существовать. Никаких полномочий у групп наравне с фракциями нет», — пояснила заключение палаты народная избранница Эристина Кочкарова (Ар-Намыс).
Комментируя ситуацию, почему так получилось, что главный законодательный орган страны принял антиконституционные поправки, лидер фракции СДПК Чыныбай Турсунбеков ответил следующее.
«Толкование норм Конституции не всегда бывает одинаковым. Кто-то понимает нормы так, кто-то — иначе. Поэтому и депутатские группы в парламенте считались законными. Конституционная палата – это высшая инстанция, и с ее решением парламенту нужно согласиться. Теперь необходимо привести законодательство в соответствие с Конституцией», — сказал он.
Представитель группы демократов Омурбек Абдрахманов в разговоре с K-News признался, что поддерживает решение КП, так как и раньше выступал против таких нововведений.
«Я и тогда выступал против закона о депутатских группах, так как все это шло с подачи Администрации президента, чтобы разделить фракции изнутри. Но мы должны думать не о сегодняшнем дне, а о будущем. Вот, нас исключили из фракции. И где мы теперь должны быть? Мы будем существовать формально или неформально. Депутатские группы будут существовать формально, а юридически нет», — сказал парламентарий. А на вопрос, хотел ли бы он снова войти в состав «Ата Мекена», Абдрахманов ответил отрицательно.
«Нет, я бы ни вошел снова в состав фракции. Мы хотим капитализма, как в США, а они – социализма, как на Кубе», — добавил он.
Глава парламентского Комитете по законности, правопорядку и борьбе с преступностью Кенжебек Бокоев (Республика) задался вопросом, как смогли бы депутатские группы существовать в составе фракций.
«Как поменяет свой статус группа «Онугуу», которая участвовала в местных выборах, или партия «Бир бол? Как они обратно будут членами фракции «Республика»? Нигде нет запрета исключать депутата из фракции. Партия должна иметь право исключить из своего состава парламентария, который стал членом другой партии», — отметил Бокоев.
Для него, как и для всех кыргызстанцев, остается открытым вопрос, что же будет с теми депутатами, которых исключили из состава фракции, а теперь лишили и возможности легитимно называться депутатской группой. Политика парламента от этого не поменяется, поменяется лишь юридический статус групп.