Министр финансов Кыргызстана Ольга Лаврова на заседании парламентской фракции «Республика» в пятницу отказалась комментировать выплаты турецкой компании по делу «Ак-Кемме» из-за наложенного грифа секретности.
Депутат Кенжебек Бокоев зачитал информацию одного из СМИ, где Лаврова, отвечая на вопросы парламентариев, подтверждает, что предусмотренные для выплаты $11 млн являются средствами республиканского бюджета.
«Так ли это на самом деле? Если да, то как вы могли без согласия Жогорку Кенеша предусмотреть эти деньги из бюджета? Тем более, без изменения в закон о бюджете. Это не в интересах государства выплачивать $11 млн», — сказал депутат.
Министр финансов не пояснила, были ли предусмотрены бюджетные средства для решения данного вопроса.
«Ответить в присутствии прессы и общественности я не могу. Все документы по данному делу находятся в категории «для служебного пользования», к ним не имеют допуск ни правозащитница Уметалиева, ни ОсОО «Ак-Кеме», ни представители общественности и прессы. Если вы удалите их из зала, мы ответим на все вопросы», — сказала Лаврова.
Ее поддержал и глава ОАО «Кыргызалтын» Токон Матытов. В итоге депутаты решили провести оставшуюся часть заседания в закрытом режиме.
Напомним, депутаты обсуждают вопрос о международном разбирательстве по вопросу отеля «Ак-Кеме». В 1992 году Турция предоставила Кыргызстану кредит, в рамках которого был заключен договор о строительстве отеля «Ак-Кеме» и создано акционерное общество. Турецкая фирма должна была построить данный отель, заказчиком выступил кыргызстанский бизнесмен Руслан Сарымсаков. Турецкая компания стала управлять гостиницей после того, как в 1999 году суд признал объект банкротом. После революции 2005 года отель перешел в руки Руслана Сарымсакова. Турецкая сторона, посчитав это рейдерством, в 2009 году обратилась в Женевский суд. Международная фемида обязала Кыргызстан выплатить $11 млн, чего республика сделать не смогла, и турецкие бизнесмены обратились в суд города Онтарио в Канаде с просьбой арестовать акции КР в Centerra Gold Inc. В прошлом году часть дивидендов Кыргызстана была арестована решением суда Онтарио в пользу турецкой компании.