Где-то более года назад канадский эксперт в области редкоземельных металлов Аластер Нейл, считающийся одним из авторитетнейших в мире, предал огласке факты сотрудничества китайской редкоземельной компании «Баотоу Хунбо», которая претендует на Кутессай-2, с группой депутатов Жогорку Кенеша и некоторыми членами правительства КР. По словам эксперта, глава китайской компании «Баотоу Хунбо» Лю Ган в разговоре с ним откровенно сообщил, что «отжим» лицензии у канадцев обойдется китайской стороне в полтора миллиона долларов. И это только в виде аванса. Китаец также не постеснялся сказать, что 13 процентов доли компании, которой достанется лицензия на месторождение, забронировано за неким «представителем в Кыргызстане». А еще 20 процентов «удерживаются для сотрудничества с правительством Кыргызстана».
Также Нейл сообщил, что ему тоже предлагалось войти соучастником в грядущий бизнес, либо оказать содействие в поисках инвестора готового заплатить за оставшиеся 67 % 50 миллионов долларов США. От такой сомнительной чести эксперт предпочел отказаться.
В том, что многие мировые компании хотят получить доступ к разработке недр Кыргызстана, нет ничего удивительного и, тем паче, противозаконного. Вопрос в том, какими средствами добиваются бизнесмены своей цели, какие рычаги и инструменты используют. И с какой целью ведут борьбу.
Схватка за Кутессай-2 между канадцами и китайцами, возможно, не получила бы столь скандального резонанса, если бы в этой истории не оказались замешаны кыргызские чиновники. И если бы на весь мир не были названы денежная сумма, в которую китайцы оценили их скромную «помощь», и готовность этих чиновников, по сути, содействовать расхищению недр в обмен на личное достояние.
Суммы известны и беззастенчиво озвучены руководством китайской компании. В любом государстве, всерьез заботящимся о своей национальной безопасности, это сенсационное откровение авторитетного иностранного эксперта непременно вызвало бы жгучий интерес как со стороны борцов с коррупцией, так и контрразведчиков. Ведь не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы увидеть, что наибольшую активность в этом процессе проявляют члены парламентской фракции «Ар Намыс» Ф. Кулов, Н. Бадыкеева, К. Иманалиев и некоторые другие.
В нашем же случае все, что называется, действующие лица и исполнители, даже не изменились в лице, продолжая свои подпольные игры.
Подробности этой, без сомнения, детективной истории уже давно стали достоянием гласности, и желающие запросто смогут найти их на просторах сети. Нас же в данном случае интересует другой вопрос – чем так важно для китайцев месторождение Кутессай-2, что для обладания правами на его разработку не жалеют ни сил, ни времени, ни денег?
Комментарий эксперта
Кубат Рахимов, эксперт по инфраструктурным проектам в ЦА:
«Неприкрытое желание китайцев любой ценой получить контроль над месторождениями редкоземов в Кыргызстане не вызывает ни малейшего удивления. Следует учитывать, что основную долю производства в мире сейчас занимает высокотехнологичная отрасль.
Начиная от гаджетов и компьютеров для повседневного пользования, и заканчивая сложнейшими военными комплексами – во всей этой продукции используются редкоземельные элементы. Без них ее производство в принципе невозможно. Так что, спрос на редкоземы во все мире только растет и эта тенденция вряд ли поменяется в будущем. Если посмотреть на распределение месторождений редкоземельных элементов на карте Земли, то станет ясно, что Китай в этом отношении сильно обделен. Кроме того, в последние 10 лет Китай явно взял курс на попытку монополизировать добычу редкоземов и производство из них продукции. Реализуя эту монополию, Китай фактически сможет здорово прищемить как европейских, так и американских производителей высокотехнологичной продукции.
Так что, если смотреть масштабно, это не столько экономическая, сколько большая геополитическая задача для КНР. В этой связи отъем лицензии у компании «Кутисай Майнинг», фактически по требованию вполне определенной депутатской группы, выглядит не как маленькие проблемы не очень крупной компании в небольшой стране, а как часть серьезной геополитической игры, ведущейся на территории нашей страны серьезными глобальными игроками с вполне определенной целью.
Кроме того, «Кутисай Майнинг» открыто заявляет о тесной кооперации с российскими производителями и научными производствами, в частности с фондом «Сколково». Об этом стоит помнить руководству нашей страны. Ведь если контроль над разработкой месторождений редкоземельных элементов Кутессай-2 и Калесай получат китайцы, это сильно снизит интерес к нашей стране на этапе вступления в Таможенный Союз. Причина проста – спрос на редкоземы и их производные очень высок, как в Российской Федерации, так в Казахстане. При этом мощностей своих месторождений и перерабатывающих производств у них явно не хватает. Какую другую продукцию, имеющую реальный и постоянно высокий спрос, сможет поставлять в страны ТС Кыргызстан, если все добытые редкоземы будут прямиком отправляться на китайские заводы?
В целом, если говорить об инвестиционной привлекательности кыргызстанской экономики, могу сказать, что если тенденция, начавшаяся с непрерывных скандалов вокруг «Кумтора» и «Центерры Голд», «Станс Энержи» и «Кутисай Майнинг» и многих других инвесторов, продолжится, то ожидать появления в нашей стране новых производств и развития экономики не приходится. На мой взгляд, правительству и парламенту следует принять мораторий на ухудшение условий для работы внешних инвесторов».
[attachment:94847]
[attachment:94848]
[attachment:94850]