По пятибалльной шкале, население оценивает качество предоставления муниципальных услуг на «тройку». Такое мнение выразил житель Алабукинского района Джалал-Абадской области Мырзапар Мамбетов. Наряду с другими активистами, он в рамках проекта «Инициатива по прозрачному местному управлению и сотрудничеству», который реализуется Фондом Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), проводит работу с сельскими жителями, ища способы повышения качества муниципальных услуг.
По его данным, согласно опросу, основными трудностями, с которыми сталкиваются сельчане, является отсутствие доступа к чистой питьевой воде и проблема с вывозом мусора.
«При опросе выяснилось, что основными проблемами населения в вопросе муниципальных услуг являются отсутствие питьевой воды и несвоевременный вывоз мусора. У наших айыл окмоту не хватит сил самостоятельно решить проблему с водой. Для решения вопроса с вывозом бытовых отходов в этом году в трех айыл окмоту созданы новые жилищно-коммунальные хозяйства. В данное время им оказывает поддержку айыл окмоту», – сказал житель Алабукинского района.
Он продолжил, что в рамках проекта ФЕЦА для населения, в особенности для жителей отдаленных горных районов, были проведены общественные слушания по бюджету сельских управ.
«В ходе таких обсуждений принимается резолюция, которую затем мы передаем айыл окмоту. Меня радует, что в последнее время при возникновении каких-либо проблем, народ собирается и решает вопросы, обращается в органы местной власти. Таким образом, увеличивается ответственность айыл окмоту. Раньше ведь народ не ходил к ним и не жаловался, не было обратной связи», – сказал Мырзапар Мамбетов.
Жительница Тогуз-Тороского района Алтынай Женишова подчеркнула, что согласно опросу среди более 60 человек в 5 селах района по муниципальным и государственным услугам, большинство респондентов довольны госуслугами на 60 %.
«Например, не все довольны медицинским обслуживанием. Не все люди знают о своих правах в сфере здравоохранения, отсюда и недовольство услугами. Люди говорят, что не могут получить соответствующее лечение в фельдшерско-акушерских пунктах. Из-за одного анализа им приходится ездить в райцентр», – говорит Женишова.
В то же время, продолжает она, 80 % опрошенных не удовлетворены муниципальными услугами, и даже говорят, что и иногда вовсе не видят их. «Так, по вывозу мусора в селах, близких к районным центрам, показатели средние, однако 78 % опрошенных ответили, что предоставляемые услуги их не удовлетворяют», – сказала Женишова.
Алтынай Женишова заметила, что при консультативной поддержке проекта ФЕЦА, в айыл окмоту Каргалы открыли службу по вывозу мусора. Службе выделено 9 единиц техники, куплена автомашина, за сезон на работу были наняты 16 человек.
Кроме того, местное население решает проблему с дефицитом детских садов. Так, в одном из сел в этом году купили здание на 1,5 млн сомов, на 2 млн сомов произвели капитальный ремонт, а также выделено более 300 тыс. сомов на покупку мебели и инвентаря.
Представитель Ноокенского района Мирулан Токтосунов считает, что в целом местное население слабо информировано о муниципальных услугах, их использовании.
«Народ даже не прилагает усилий, чтобы как-то повысить качество представления этих услуг, потому что не доверяет местной власти», – подчеркнул он, добавив, что старания как-то улучшить качество муниципальных услуг стали проявляться только недавно. В этом направлении разработан новый закон о местном самоуправлении, в котором расписаны муниципальные услуги, которые необходимо предоставлять населению.
Мирулан Токтосунов продолжил, что в рамках проекта решена проблема с вывозом мусора, а также вопрос определения правил землепользования и сохранения стандартов градостроительства и архитектуры. На эти темы проведены семинары на районном уровне, разработаны определенные мероприятия, часть из них уже начали реализовывать.
«В айыльном аймаке Арал в скором времени пройдет тренинг о роли и функции местных органов власти в предоставлении муниципальных услуг. Также мы проводим встречи с жителями сел и рассказываем им о путях улучшения качества муниципальных услуг. А путь к улучшению качества прост – это предоставление полной информации и требование от айыл окмоту гарантированного выполнения их работы», – заключил житель района.