Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата остро нуждаются в реабилитации

Автор -
574

    Двигательные нарушения у детей с различными церебральными параличами являются основным дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка. Двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения. При достаточном объеме движений и при нерезком нарушении мышечного тонуса отмечаются диспраксии, когда дети с трудом осваивают навыки самообслуживания, а к семи годам настолько ослаблены мышечно, что не могут пойти в школу даже с помощью специальных приспособлений. Медикаментозная терапия в Кыргызстане направлена на повышение активности компенсаторных процессов. Но получают ли дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в нашей стране комплексное лечение и реабилитацию на современном уровне? Как выглядит современная комплексная реабилитационная программа? 

    Как рассказывает детский врач-невропатолог Анна Хамзина, при выполнении комплексного лечения особое внимание уделяется последовательности проведения процедур ЛФК, массажу, которые проводятся на фоне тепловых процедур и лечения медикаментами. 

    «Несформированность зоны двигательного анализатора, анатомически расположенного ниже речевых зон в коре головного мозга, оказывает тормозящее влияние на развитие речи у детей. Поэтому работа с такими детьми проводится в игровой форме, она направлена на развитие голоса, дыхания и познавательной деятельности. Цель ЛФК – торможение тонических рефлексов и нормализация безусловнорефлекторной деятельности ребенка, приобретение нормального двигательного стереотипа», – говорит врач.  

    По ее словам, лечебная физкультура помогает развитию общей двигательной активности ребенка, обучению самостоятельному передвижению и навыкам самообслуживания. При этом широко используются специальные снаряды (гимнастическая стенка, велосипед, наклонные плоскости и т.д.). Упражнения преподносятся в виде игры, что позволяет продолжить их, не вызывая отрицательных эмоций у ребенка. В первую очередь, упражнения должны быть направлены на удержание головы и туловища, если их положения неправильны. Главная задача лечебной физкультуры в восстановительном периоде – сформировать у ребенка вертикальное положение тела, научить передвигаться и развить руки. 

    Отметим, что в целях улучшения жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, Фонд Евразия  Центральной Азии (ФЕЦА) в рамках проекта «Улучшение доступа к образованию для детей со специальными нуждами в Кыргызской Республике», реализуемого при финансовой поддержке фонда «Сорос-Кыргызстан», привлек к работе группу экспертов для разработки и реализация мультидисциплинарного подхода в скрининге и сопровождении таких детей.   

    «Мы стремимся в ходе проекта создать пособие по сопровождению ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В нем мы хотим в доступной и краткой форме отразить возможные в наших условиях способы реабилитации», – отмечает один из участников экспертной группы, профессор Нурмухаммед Бабаджанов.  

    Специалист добавляет, что рано начатое и пролонгированное поэтапное восстановление при двигательных нарушениях приводит к определенным результатам. При этом только активное участие родителей может существенно повысить эффективность восстановительного процесса. Родителям необходимо осваивать технику ЛФК, элементы массажа для продолжения лечения в домашних условиях, чтобы закрепить полученные в стационаре результаты. Роль родителей особенно высока в воспитательном процессе детей раннего возраста. 

    Поделиться