«Кумтор» — дойная корова, которую хотят увести в свое стойло

Автор -
490

Тема национализации «Кумтора» по-прежнему одна из самых актуальных в республике. Эксперты продолжают спорить о целесообразности подобной меры и ее последствиях для страны. На фоне остальных аналитиков выделяется Ишенбай Кадырбеков, который пытается убедить общественность в том, что ничего страшного в отъеме «золотого актива» нет…

Странно то, что делает это Ишенбай Кадырбеков, будучи членом… Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов КР. Ему, казалось бы, больше внимания стоит уделять не национализации «Кумтора», а другим проблемам – на носу, напомним, парламентские выборы в стране. Но нет, Ишенбай Дюшенбиевич, как тот пострел, пытается успеть везде.

На днях он выступил в одной из телепередач на местном канале. В качестве эксперта. Ведущие и приглашенные гости обсуждали «Кумтор». Естественно, не обошлось без вопросов о возможной национализации рудника. Отвечал на них в основном Ишенбай Кадырбеков. Мы решили привести в этой публикации некоторые из его ответов. Но с комментариями другого эксперта – Токтайым Уметалиевой. Почему она? У известной правозащитницы есть свое мнение по поводу грязных игр, который год ведущихся вокруг «Кумтора». Итак, Ишенбай Кадырбеков (ИК) – Токтайым Уметалиева (ТУ).

ИК: Когда дело касается компенсации, возникают разговоры о том, что на нас подадут в международный суд. Якобы мы проиграем и потеряем 1,5-3 миллиарда долларов. Меня удивляют такие заявления. Вопрос о месторождениях стран давно рассмотрела Генеральная Ассамблея ООН. И признала: «Государство имеет суверенное право на свои месторождения и ни одно другое государство не может озвучить ей претензии в случае национализации». Никто не может подать на нас в суд в случае национализации. Это международное право

ТУ: Странно, что Ишенбай Кадырбеков, будучи, вне всякого сомнения, сильным юристом, трактует международное законодательство в угоду обстоятельствам, а не правде. Международное законодательство действительно охраняет суверенность государств и их права на собственные недра. Но только до того момента, пока они сами не создадут юридическое основание для отмены действия таких законов. Как раз одно из таких оснований – национализация. И в случае, если она произойдет, на республику обязательно подадут в суд акционеры «Центерры». И мы процесс проиграем. Почему? Потому что уже проиграли суд по отелю «Ак-Кеме», в результате чего были арестованы акции «Кыргызалтына» в «Центерре» и государство незаконно поспешно выплатило турецкой компании 11 миллионов долларов на частный зарубежный расчетный счет. То есть, на международном уровне создан первый мировой прецедент. Причем, прецедент, я считаю, угрожающий национальной безопасности республики. Все следующие суды – против республики, напомню, подано уже серия исков о выплате компенсаций – Кыргызстан проиграет по этому прецеденту, так как они все поданы против действий правительства. Представляете, какую сумму придется выложить из госбюджета, а, значит, из наших с вами карманов? С учетом компенсации акционерам «Кумтора» — 7-8 миллиардов долларов.

ИК:После национализации «Кумтор» продолжит работать. Заявления, что производство встанет, не имеют под собой оснований. На предприятии работают 2500 граждан КР, инженеры с 10-летним стажем, все линейные начальники – кыргызы… Во всем остальном, в добыче, аффинаже работают кыргызы…

Мы просто скажем: «Это наше, делайте что хотите». Пообещаем выплатить компенсацию. Если они скажут: «Этого мало», то мы ответим: «Будем судиться». В это же время мы будем добывать золото…

ТУ: Мы что, страна мошенников, чтобы себя так вести? Так могут говорить только дилетанты и мошенники. Как это пообещаем? Мы обязаны будем ее выплатить. Для этого должен быть фонд, сумму выплат мы должны заложить в бюджет и она должна быть принята законом. А где взять деньги, если даже милицию кое-как на 40 % финансируем. Тот механизм, который предлагает Кадырбеков, это механизм профессионального мародерства. Даже захват имущества граждан под видом собственности Бакиевых сегодня Конституционной палатой признан незаконным.

Ишенбай Дюшенбиевич, вероятно, намекает на то, что разрабатывать месторождение после национализации мы сможем своими силами. Да, он прав, говоря, что подавляющее большинство работников «Кумтора» — граждане Кыргызстана. Но ведь ими надо еще грамотно управлять. Я не отрицаю, что в республике есть профессионалы, которые смогут это делать. Однако после того, как «Кумтор» национализируют, их к управлению предприятием не допустят. Придут политические ставленники. Их задача — не развитие производства, а обеспечение интересов покровителей. Ну и во что в таком случае превратится «Кумтор»? А по поводу того, что «Кумтор» продолжит работать… Это вряд ли. Другие акционеры «Центерры» наверняка сделают все возможное для остановки и замораживания производства золота на руднике. По крайней мере, до окончания судебного процесса. А если Кыргызстан плюнет на все запреты и продолжит разработку месторождения, то речь может пойти о введении в отношении республики экономических санкций – аресте банковских счетов, зарубежных активов, санкции на поездки политэлиты за рубеж и так далее.

ИК: Мы предложим «Кумтор Оперейтинг Компани» контракт. Если компания откажется, найдем другого оператора, который будет разрабатывать месторождение дальше…

ТУ: И какая же другая уважающая себя компания согласится работать на руднике, в то время как будет идти не один, а десятки судов по его национализации?Никто из серьезных инвесторов на это не пойдет. «Временщики» из числа «купить дешевле, продать дороже» могут появиться. Но от них в конечном итоге будет больше вреда, чем пользы и новые иски добавятся против интересов страны

ИК: Есть еще одна причина, по которой новое соглашение невозможно. Новое соглашение противоречит соглашению 2009 года, соответственно, последнее должно быть денонсировано. Они никогда не пойдут на денонсацию, а Жогорку Кенеш никогда не ратифицирует новое соглашение. Депутаты поняли, как нас в свое время обманули. Соответственно, нового соглашения не будет.

ТУ: Большинство депутатов уже проголосовало за новое соглашение о создании предприятия с равными долями. И многим кыргызстанцам сегодня непонятно, почему нет дальнейшего движения. Я считаю, вся проблема в том, что экономику в деле «Кумтора» заменила политика. Причем, речь уже можно вести о преднамеренной попытке сорвать подписание нового соглашения. И кто это делает нам известно, те, кто воспринимает «Кумтор», как дойную корову. Но пока она дает молоко для всей страны, а кому-то очень хочется увести ее в свое стойло.

ИК: После национализации мы начнем с чистого листа. Будут привлечены к ответственности люди, которые довели ситуацию до этого. Предположительно доходы составят 9 миллиардов долларов, а наш долг составляет более 3 миллиардов долларов. Оставленное предками золото дает нам возможность избавиться от долгов.

ТУ: Сколько ни говори «халва», а во рту слаще не станет. С чистого листа мы сможем начать, только создав новое предприятие на Кумторе. Я так понимаю, Ишенбай Кадырбеков, говоря о 3 миллиардах долларов, имеет в виду долги – внешние и внутренние – страны. Он не берет в расчет уже проигранные иски, направленные на международное судоисполнение, на сумму 1,5 миллиарда долларов без учета начисляемых пени и штрафных санкций.Так вот, после национализации эта сумма вырастет минимум в два-три раза. И какое же это избавление от долгов? Историю с «Кумтором» нужно заканчивать как можно быстрее. Тем более на сегодня пока еще не арестованы все наши акции в «Центерре» и нет на них исполнительных решений. Неопределенность не дает нам ничего, кроме неуверенности.

Поделиться