Приближаются очередные парламентские выборы, и действующие депутаты уже начали активную подготовку. Причем готовятся не только программы партий, но и схемы по ограничению доступа в Жогорку Кенеш для молодых и небогатых политических объединений.
Группа парламентариев разработала поправки в выборное законодательство, разрешающие использование биометрических данных и новых технологий в проведении выборов. Однако народные избранники задумались не только над технической стороной вопроса, решив еще и внести изменения в вопросы материального характера. Так, предлагается установить избирательный залог в размере 5 млн сомов, а предельную сумму расходов политической партии за счет средств избирательного фонда — до 500 млн сомов.
Еще при обсуждении законопроекта в парламенте депутат Дастан Бекешев (Ар-Намыс) призвал коллег не одобрять данную норму.
«Почему не миллион сомов установили? В таком случае на выборы не смогут пойти маленькие партии. В парламенте будут сидеть одни олигархи, а люди со средним достатком не смогут пройти в парламент», — сказал Бекешев.
Однако инициатор законопроекта депутат Абдыжапар Бекматов (без фракции) в интервью K-News заявил, что новые нормы никоим образом нельзя считать попыткой не допустить молодые партии к выборам.
«Изначально мы предлагали установить залог в 1 млн сомов, но на комитете депутаты предложили еще повысить и поддержали 5 млн сомов, хотя были предложения поднять и до 10 млн сомов. Это никоим образом не помешает молодым партиям приходить в парламент. Мы должны желать, чтобы молодые приходили, или те партии, которые представляют большинство слоев населения? Конечно, законопроект может строить сложности, неудобства для молодых партий, но в списке будут до 120 человек, с их помощью или с помощью сил, которые хотят поддержать партию, 5 млн сомов можно собрать», — сказал Бекматов.
Большинство депутатов уже одобрили данную поправку во втором чтении. Лидер парламентского большинства Феликс Кулов (Ар-Намыс) считает решение правильным. В интервью K-News он сообщил, что норма может помочь бороться с нечестными политиками во время предвыборного процесса.
«Я об этом раньше не думал, пока к одному из членов нашего политсовета не обратился один человек и предложил свои услуги. Он сказал, что если мы за его партию заплатим избирательный залог, а партия какая-то неизвестная, одна из 200 партий, если заплатим зарплату и какие-то материалы, то он готов поливать грязью любого нашего политического оппонента, чтобы мы на их фоне лучше выглядели. После этого я подумал, что избирательный залог небольшой, и партии-киллеры этим пользуются. Это очень опасно. Поэтому лучше повысить избирательный залог, чтобы не было партий, которые только хотят показать себя, забросав все остальных дерьмом», — сказал Кулов.
Политолог Бакыт Бакетаев считает, что данная норма поможет навести порядок в стране, поскольку в парламенте будет небольшое количество партий. По его словам, Кыргызстан уже находится в институте демократии, а не в детском саду, и народ не хочет разбираться в 300 партиях.
С мнением эксперта трудно не согласиться, однако удивляет тот факт, что с бардаком в парламенте депутаты решили бороться ударом по карману. Ведь ранее сделанное предложение о повышении избирательного барьера до 10 % большинство парламентариев отвергли. При повышении избирательного порога выяснялась бы реальная картина доверия граждан к политическим партиям, однако народные избранники рисковать не захотели и оставили норму о 7 %. То есть в свои реальные силы политики не верят, а заплатить 5 млн сомов для участия в выборах готовы.
Политолог Игорь Шестаков в интервью K-News отметил, что действующие депутаты имеют возможность влиять на принятие решений относительно прохождения следующих выборов и активно пользуются своим положением. По его мнению, депутаты будут делать все возможное для того, чтобы отсечь партии, которые не обладают крупными финансовыми ресурсами, от участия в выборах. У нынешних депутатов уже есть необходимые финансовые средства, и они для себя готовят максимально комфортные условия для прохождения в следующий парламент.
«Нельзя сказать, что 5 млн — это какая-то огромная сумма, которая станет каким-то препятствием для предвыборной борьбы, но в то же время понятно, что те партии, в рядах которых нет крупных бизнесменов или бывших чиновников, которые коррупционными схемами нажили себе большое состояние, партии, состоящие из людей среднего уровня, не имеющие отношения к бизнесу или госслужбе, пройти в парламент не смогут. Все эти схемы, связанные с увеличением избирательного залога, по сути дела являются механизмом того, чтобы в новом парламенте сидели либо базаркомы, либо коррупционеры. Эти деньги будут влиять и на составление партийных списков. Естественно, в проходном списке мы не увидим профессионалов. Все эти схемы дискредитируют парламентскую систему и показывают, что депутатами могут стать только богатые. Если эта норма пройдет, то не стоит ожидать, что в новом парламенте мы увидим профессиональных юристов, экономистов, политиков-государственников. Мы увидим тех, кто вложил деньги и захочет их вернуть. И нынешний состав, и будущий можно называть акционерное общество закрытого типа «Жогорку Кенеш», и депутаты, как акционеры, будут стремиться получать дивиденды с этого предприятия», — отметил Шестаков.
Старший юрист общественного фонда «Правовая Клиника «Адилет», координатор проекта «Предупреждение и снижение уровня выборных конфликтов, создание благоприятных условий их разрешения» Бектур Осмонбаев выразил мнение, что инициативы парламентариев в будущем могут привести к монополизации власти, поскольку Кыргызстан может остаться без новых, молодых партий.
«Вообще, в западных странах с развитой демократией повышение избирательного залога воспринимается негативно и расценивается, как ограничение прав граждан на участие в управлении государством. Ни для кого не секрет, что предстоящие парламентские выборы будут очень дорогими, ни депутаты, ни ЦИК еще не знают, во сколько обойдутся выборы. Возможно, они хотят сразу убить двух зайцев — отсечь от участия в выборах молодые партии и покрыть расходы выборов с использованием новых технологий. Относительно самой суммы — она слишком высокая, даже учитывая то, что парламент — это орган республиканского значения.
Доводы некоторых депутатов о том, в списках партий будет от 120 до 200 человек, и они смогут покрыть расходы, являются несостоятельными. На парламентские выборы, как правило, скидываются первые 30-40 человек из партийного списка. Искусственное усиление партий никогда не является хорошим методом, в дальнейшем это приводит к тому, что эти партии просто монополизируют власть. Молодые партии не смогут развиваться, если не участвуют в выборах. Понятно, что молодые партии сразу не выигрывают в выборах, но им же нужно развиваться и расти. Даже на Западе партии, которые сейчас у власти и имеют многовековую историю, не всегда начинали с первых позиций, но они росли, показывали себя, доказывали, участвовали в выборах», — сказал юрист.
Пока норма о повышении избирательного барьера одобрена только во втором чтении и остается еще маленькая надежда на адекватность народных избранников, ведь «любовь» народа к парламенту не увеличится, если в будущем созыве Жогорку Кенеша будут сидеть депутаты богаче, но не профессиональнее нынешних.